Московский
художник И. Акимов
создал свои работы
под впечатлением
знакомства с
прекрасной,
благодатной землей
Израиля. Ее краски,
благоухание трав,
цветов и деревьев,
наполнили картины
художника теплом и
ярким неповторимым
светом. На его
полотнах изображены
не только цветы,
растущие на Святой
земле, но и
фантастические цветы
еврейских легенд и
книг.
Художник пишет
большими сериями.
Она может начаться с
какого-то
мимолетного, быть
может случайного
события,
впечатления. Серия «
Флора » была
задумана много лет
тому назад, когда в
руки художника
попала старинная
дореволюционная
книга-гербарий с
фотографиями видов
Иерусалима,
ретушированными
цветными красками от
руки. В книге
фотографии пейзажей
чередовались с
гербарием трав и
цветов Святой земли
не потерявшими
спустя столько лет,
ни красок, ни
запаха.
С серебряного,
гравированного
стакана для кидуша,
оставленного
дедушкой в
наследство, началось
знакомство художника
с еврейским
прикладным и
станковым
искусством, немалую
часть в котором
занимало изображение
цветов и трав. Не
просто вырастить
дерево или цветок в
Израиле. Это требует
от человека
огромного труда. Тем
радостнее созерцать
человеку дело своих
рук.
И. Акимов
предоставил галерее
свои работы, чтобы и
мы могли
порадоваться вместе
с художником
прекрасному миру
созданному нам на
радость и
восхищение.
И. Акимов член Союза
художников России.
Работы находятся в
музеях и частных
коллекциях, в том
числе в частных
коллекциях
Пейрон-Пежо
(Франция), Питера
Макса (США), Стаса
Намина (Россия),
Натана Заха
(Израиль), В.
Витрока (Германия),
SWISS Bank
(Швейцария), The
Earl of Gowrie
(Великобритания),
Бруно Любешт(Франция),
Л. Захави (Израиль)
В газете «Еврейское
слово» было
опубликовано
интервью с
художником.
Окончил
Архитектурный
институт в Москве.
Учился с
удовольствием и
прилежанием. Своему
профессиональному
образованию обязан,
прежде всего, своему
учителю Бархину
Борису Григорьевичу.
Много рисовал,
лепил, занимался
живописью.
Как и когда начали
заниматься
живописью?
После окончания
института пришлось
выбирать между
«ящиком», (имею в
виду закрытый
военный проектный
институт) и армией:
сыграл в «ящик».
Четыре года активно
проектировал и
строил жилье.
Параллельно, от
тоски, много
рисовал, даже на
работе, в обеденный
перерыв. Через
некоторое время
отважился показать
свою живопись –
Бирштейну Максу
Авадьевичу, он и
рекомендовал меня в
Молодежное
объединение при
МОСХЕ.
Стал выставляться. С
27 лет забросил
архитектуру и стал
заниматься только
живописью,
зарабатывая деньги
на жизнь наглядной
агитацией в
комбинате
Диорамно-макетных и
художественных
работ. Все свободное
время посвящал
живописи и мечтал
уйти на «вольные
живописные хлеба».
Понемногу приходила
известность, стал
выставляться и
продаваться. Бросил
комбинат и стал
свободным
художником.
В 1991 году при
поддержке галереи «Доминиус»
устроил первую свою
персональную
выставку на
Кузнецком мосту 11.
Потом
понеслось-поехало.
Сейчас уже на счету
14 персональных
выставок и не знаю
точно сколько
групповых. Много
работаю и никогда на
выставках никогда не
показываю дважды
одни и те же работы.
Пишу большими
сериями.
Что вы
подразумеваете под
понятием серия?
Серия включает
обычно от 10 до 100
картин, объединенных
какой-либо темой.
Работаю над серией
до той поры, пока
хватает воображения,
терпения и желания.
Как только
заканчивается одна,
начинается другая.
Одну ягодку беру на
другую смотрю, а
третья мерещится.
Материал не имеет
значения – это может
быть графика,
коллаж, инсталяция,
живопись.
Меня увлекает сам
процесс придумывания
проектов, иногда они
так и умирают не
реализовавшись, но
нередко я к ним
возвращаюсь, смотрю
другими и
переделываю. Часто
пишу по 14 часов в
сутки. Работаю под
любимую музыку,
орущую на полную
мощь, стоя, и
прохожу не один
километр, отходя и
подходя к мольберту.
В таком ритме как
правило работаю не
больше двух недель,
теряю иногда до 10
килограмм веса.
Первой большой
серией были
«Звезды». Это
условное название. В
этих работах вместе
с масляной краской
использовал звезды и
другие металлические
армейские знаки
отличия, а так же
большое количество
значков до
перестроечной эпохи,
создавая из них
декоративные
композиции. Это не
было соцартом – это
была просто игра со
знаками и значками
как с декоративным
материалом, и я не
обращал внимания на
их символику.
Параллельно я
придумывал серию
«Евреи в снегах»,
которую в те времена
было проще назвать
«Валенки». К этой
теме я вернулся
через 10 лет. Новые
сюжеты, хотя герои
все те же. Простая
жизнь с элементами
бытового
сюрреализма.
Серия «Знаки».
Изучая архаические
рисунки и письмена
разных народов, я
нашел в них много
общего и создал цикл
работ, в которых
свободно
переплетаются
магические символы
различных культур.
Эти работы - попытка
показать единение
человечества со
вселенной. Я не
навязываю своей
расшифровки того или
иного знака: каждый
человек волен
воспринимать ту или
иную картину
по-своему.
На эту выставку я
пригласил пятый
класс немецкой
гимназии. Дети
выбирали
понравившуюся
картину, и пытались
по-своему объяснить
ее. Это было их
домашнее задание.
Мне потом было очень
интересно прочитать
эти сочинения, ведь
детское восприятие
более
непосредственное и
раскрепощенное, чем
у взрослых.
У вас есть любимые
художники?
Я люблю Вермеера. К
сожалению, видел
только несколько
работ в подлиннике.
Меня приводит в
трепет вибрация
цвета и света и
внутренняя гармония
неторопливой жизни
его героев. Я люблю
Моне, Пикассо,
Матисса, Шагала. У
каждого из них я
нахожу что-то очень
близкое для меня.
Матисс – мой самый
любимый художник и я
могу часами листать
альбомы с его
репродукциями. Мне
кажется, что более
нежной, тонкой и
гибкой линии в
природе не
существует. Его
картины само
совершенство.
Шагал – это целая
вселенная. Он певец
возвышенной, но
земной любви. Его
влюбленные
умиротворенно парят
обнявшись в
пространстве.. Можно
бесконечно долго
сантиметр за
сантиметром изучать
драгоценную фактуру
его творений и все
время открывать для
себя что-то новое.
Он бесконечен.
Как возникает
замысел Ваших
картин?
Вечером, когда у
меня включен
телевизор, я вижу
мелькание картинок,
не особенно
вдумываясь в их
смысл, листаю
альбомы по
искусству. Это про
меня: смотришь в
книгу, а видишь
совсем другое. Весь
этот визуальный и
звуковой хаос
сливается воедино и
рождается сначала
еще не осознанная
идея. В руках
оказывается
карандаш, а на
коленях папка с
чистыми листами
бумаги. Голова
думает, а руки
работают. Я делаю
маленькие эскизы.
Потом как в море
волна за волной.
Только после того
как внутренне увижу
законченную работу,
наброски
прорабатываются на
холсте. В общем, все
очень просто.
Можете что-то
рассказать о вашей
семье?
Я не хочу
рассказывать о своих
предках. Я сам по
себе. Я ими горжусь,
но собираюсь
спекулировать на их
именах. Поэтому я и
картины подписываю
просто Иван.
Ходасевич писал:
«Искусство по
природе религиозно,
оно не будучи
молитвой, есть
выраженное отношение
художника к миру и
Б-гу.» Что Вы
думаете по этому
поводу. Как Вы
относитесь к его
словам. Вы верующий
человек?
Мое искусство – это
мой крест и я его
несу. Мне всегда
любопытно слушать
людей, говорящих,
что в свободное от
работы время они
отдыхают, занимаясь
живописью. Если для
них это отдых – то
это не искусство.
Вера, как и
искусство, забирает
человека целиком.
Поэтому нет разницы
между религиозным
человеком и
художником. Просто у
каждого свое.
Если искусство
«съедает» вас
целиком, то есть ли
в вашей жизни место
любви?
Процесс творчества –
это с любовный
поединок. Кисточка,
краски, палитра, в
конечном результате
картина - все это
женского рода.
Художник стремиться
к беспредельной
власти над этим
«гаремом».
Я считаю, что без
эротического начала
нет искусства.
Чистота белого
холста заставляет
трепетать мое
сердце. Так трудно
сделать первое
прикосновение. Но
вот, холст тронут
первыми мазками,
профессионализм
берет свое, и
происходит чудо
рождения новой
картины. Работая
много лет, я до сих
пор не могу к этому
привыкнуть. Тютчев
как-то писал о своей
возлюбленной: «Это
была великая
женщина, она всегда
меня встречала с
душевным волнением.
«Душевное волнение»
необходимо и
художнику,
подходящему к
холсту.
Вечером дома меня
ждет любимая
женщина, она давно
уже перестала
ревновать меня к
работе, чувствуя,
что живопись для
меня превыше всего и
бесполезно
оспаривать
первенство. Хотя, я
уверен, что без нее
не были бы придуманы
многие мои работы.
Вот так и живу,
разрываясь. Мне
кажется, что ужиться
с эгоистами-
художниками могут
только особенно
терпеливые и нежные
женщины, способные
посвятить свою жизнь
любимому, защищая
его, часто абсолютно
беспомощного перед
обычными жизненными
проблемами.
Я безумно люблю
готовить. Для меня
приготовление пищи
ритуал. Сковородка
тот же холст – это
мимолетная картина,
предназначенная для
медленного,
приятного
уничтожения. Это
настоящий процесс
потребления
искусства.
Многие работы
посвящены женщинам.
Какие женщины Вам
нравятся?
Мне нравятся женщины
любящие меня.
И последний,
классический вопрос:
Ваши творческие
планы?
Очень хочу поехать с
выставкой в Израиль.
Сейчас, мне кажется,
как никогда людям
нужно искусство
чтобы пережить
трагические события,
происходящие в
Израиле. Готовлюсь к
работе над новой
серией, посвященной
цветам и деревьям,
упомянутым в Торе.
Директор картинной
галереи МЕОЦ Юлия
Королькова.