АННА ЛЮБЕШТ
Франция
 

Зачем люди путешествуют? Отчего не сидится им дома, в теплых квартирах и уютных креслах? И что это за странная болезнь «охота к перемене мест», которая по весне или по осени срывает нас с места и заставляет тратить кучу денег и сил, заставляя бороздить просторы океанов, полей, лесов и рек. Неужели только для того чтобы увидеть еще одну развалину рекомендованную туристическим каталогом  или посетить еще один музей.

Мне кажется, что нами движет вечное желание выскользнуть, выпасть из круга обыденности - работы, телефонных звонков и мелькания лиц разной степени необходимости.

Художник, рисуя картину, время от времени, отходит от полотна, чтобы взглянуть на него из далека. Так и мы, отправляясь в дорогу, обретаем необходимое для души восхитительное чувство свободы и отстраненности от самого себя, это замечательное время,  когда ты для всех закрыт на переучет.

Путешествие, в конечном счете, встреча с самим собой, перетряхивание стереотипов и осознание бесконечного разнообразия мира.

Итак, дамы и господа,  мы рады Вас приветствовать на борту  Московского Еврейского Общинного Центра, спасибо, что на сегодняшний вечер вы выбрали нашу кампанию. Выключите, пожалуйста, мобильные телефоны, пристегните ремни  и, надеюсь, что кислородные маски и спасательные жилеты вам сегодня не понадобятся.  Поехали.

Я люблю гулять. Просто гулять без всякой цели. Шаги успокаивают меня. В движении вперед для меня есть что-то сакральное. Как в медитации с каждым шагом мысли начинают плыть все медленнее и медленнее. Разговоры с самим собою становятся яснее и проще.

Я не люблю засыпать с неприятными мыслями, я люблю их выгуливать, отпускаю их побегать по паркам и улицам, в надежде, что они растворяться в деревьях, песке, асфальте или в фонтанах. Мне нравиться ощущать простоту движения вперед. Я чувствую магию шага, так остро, как человек, просидевший долго в инвалидной коляске. Я не хочу плавать или летать, я хочу просто ходить. Мне нравиться звук моих шагов. У меня есть своя симфония "4-х времен года". Осенью шуршать сухими листьями, зимой слушать как скрипит снег, весной как чавкают резиновые сапоги, а летом слушать мягкий приглушенный звук травы под босыми ногами. Мне нравиться звук каблуков на пустой вечерней улице, тогда мне кажется, что мои ноги становятся метрономом. Мне бы хотелось гулять и декламировать стихи. Но я не люблю поэзию, мне всегда становиться некомфортно при лиричном обнажении души. Я просто люблю ритм, ритм слов и шагов. Мне нравиться измерять время шагами. Мне нравиться гулять одной, меняя ритм и скорость.  Мне весело гулять вдвоем, шагая в ногу"

Анна происходит из древнего шотландского рода Кларков-Гордонов. Ее предок Питер Кларк приехал в Россию в 18 веке по приглашению Петра I поработать горным инженером на знаменитых демидовских уральских заводах.

А что было дальше?

Шотландцы, как и евреи, очень чадолюбивые люди, и они расплодились в Сибири невероятно, продвинувшись далеко за Урал, породнились с российской знатью, ввязываясь, по природной авантюрной склонности, во все российские заварушки. Среди Кларков были народовольцы и революционеры всех мастей. Они участвовали в двух революциях. Но, чудесным образом, смекалка изворотливость и смелость помогала Кларкам вывернуться из многих бед. Следы их бурной деятельности можно обнаружить даже в Австралии, куда они, спасаясь от тюрьмы, прибыли в трюме парохода «Монголия».

После 1917 года, опять же чудовищно расплодившись, в количестве 16 человек вся семья вернулась  Россию.

А что было дальше?

А дальше с огромной семьей Кларков породнились революционные евреи из Одессы, революционные евреи из Витебска, революционные евреи из Питера и Москвы.

И так, представляю Вам Анну Любешт, прямого потомка Кларков-Гордонов, Чаадаевых, а также Гольдштейнов, Сапгиров и Шапиров, преподавателя известной парижской фото школы Икар-Фото. Она родилась в Москве, вышла замуж за француза, жила в Америке, Германии, Швейцарии, Англии, родила двоих детей и живет в Париже.

Нью Йорк.

Я выхожу на Таймс Сквер. Мозг не в состоянии быстро собрать в единую картинку сотню огромных рекламных щитов, десяток светофоров и потоки людей, хаотично движущихся в разных направлениях. У меня кружиться голова и я закрываю глаза. Мне хочется раствориться в этом Вавилове и выключить звук.

Надо решиться и сделать первый шаг.

Я люблю гулять по новому городу без карты, мне нравиться теряться в нем.

Но здесь все улицы параллельны или перпендикулярны друг другу, как игра в крестики нолики. Каждые 200 метров мне приходиться останавливаться на светофоре, чтобы перейти на следующую клеточку. Меня раздражают эти остановки, я никак не могу найти ритм. Стать невидимкой в Нью-Йорке нет ничего проще, тут никому до тебя нет дела. Никто ни на кого не смотрит, даже если ты оденешься в надувные шарики или в разноцветные перья страуса. Я утопаю в почти равномерном гуле звуков человеческих голосов, строек, машин и мобильных телефонов. Этот гул не оглушает, он создает вакуум вокруг меня, он позволяет мне раствориться в своих мыслях. А ноги просто несут меня по городу. Несколько раз меня почти сбивает с ног велосипедисты-курьеры, меня толкают прохожие и тогда я на время выплываю обратно в брутальный и одновременно лиричный город. Кареты с лошадьми вокруг Центрального парка, звуки саксофона, пустые кафе парка еще больше обостряют одиночество в этом городе. Как цветы, пробивающиеся сквозь асфальт, настроение города прорывается сквозь городской смог. Я гуляю по набережной Гудзона, практически не встречая ни одного человека. В красивых домах вдоль набережной живут люди с достатком, а нью-йоркцы с достатком не гуляют в рабочий день.

Статуя Свободы, как космический корабль при экстренной посадке, неуютная и зеленая торчит посередине залива.

Я пробираюсь сквозь китайский квартал, толкая или толкаясь. От пестроты сувениров и подвешенных вниз головами уток, сильно болят глаза. В итальянском квартале больше не слышно английской речи, и за каждым столиком пьет густой кофе Аль Капоне.

Я возвращаюсь в отель, поднимаюсь на 27 этаж и смотрю сквозь серое облако и струи дождя на стройку многоэтажной парковки. Ощущение несоразмерности конструкций и человека усиливает нереальность происходящего.

Париж

Я люблю Париж, моя любовь к нему пришла через его кафе. Я больше не пью кислый быстрорастворимый кофе дома. Если мне хочется попить кофе, я иду в кафе. Я сажусь на террасу заказываю чашечку черного кофе, и жду сюрприза: иногда это маленькая шоколадка, иногда печеньице. Кофе на террасе не пьют быстро. Это ритуал, и тут спешить нельзя. Даже утренний кофе перед работой нельзя пить наспех, нужно обязательно выкурить одну-две сигареты и прочитать последние новости.

Я делаю первый глоток и начинаю наблюдать за жизнью вокруг меня. Я не одинока в этом занятии. Похоже, что в кафе парижане живут, любят, работают, учатся, встречаются и расстаются.

У каждого кафе есть свои завсегдатаи. Они ходят в одни и те же кафе годами. Без них невозможен интерьер самого кафе. Столики на террасе стоят рядами, как в театре. Мне нравиться садиться в последнем ряду . Я люблю наблюдать за посетителями, но я не люблю когда наблюдают за мной. Парижане выпивают от 4 до 8 чашек кофе в день, выкуривая при этом огромное количество сигарет.

В кафе даже у простой минералки меняется вкус. Красивые бокалы и всегда подтянутые официанты предают особою значимость происходящему. Террасы кафе открыты вне зависимости от погоды и времени года.

Я люблю выпить зимой стаканчик горячего вина под печками на террасе. С первыми погожими деньками в кафе аншлаг, мне приходиться вставать в очередь, чтобы попить кофе на террасе. Парочки вокруг меня потягивают из трубочки коктейли, они так будут сидеть несколько часов. Пожилой месье читает книжку, его бокал уже давно пуст, но никому и в голову не придет его побеспокоить. Занимая столик в кафе, я становлюсь его хозяином на столько, на сколько пожелаю, и потраченная сумма не имеет никакого значения.

Вот уже второй час студент готовиться к экзаменам. Он выпил всего одну чашечку кофе и теперь официант с уважением приносит ему в графине воду из под крана.

Я допиваю вторую чашку, до поздней ночи кофе будет литься рекой в Парижских кафе. Еще долго кафе будет жить своей уютной жизнью, пока, наконец уставший официант не сядет на тротуар с чашечкой кофе и не закурит свою первую за вечер сигарету.

Выставка Анны Любешт называется «На дорогах».

В российской культуре дорога – это свобода, приключения, ожидание чуда и необыкновенных встреч.

Лица людей - это географическая карта их жизни. Каждое событие оставляет либо неуловимый след, либо новый рельеф на лице. Снимая портреты, я снимаю пейзажи жизни. Интенсивность красок пейзажа не зависит от возраста, разница между взрослым и ребенком, лишь в том, он не боится открыть свой пейзаж незнакомцу. Я навожу объектив и прошу на мгновение забыть, что я рядом, я прошу свою модель отправиться в путешествие. В это мгновение падает защитный барьер и как при археологических раскопках на поверхность  появляется его уникальный мир. Я не устаю удивляться этому удивительному событию, меня наполняет радость и энергия чуда. Я путешествую по новой планете. Это путешествие может длиться доли секунды, но камера успевает зафиксировать этот момент. Я точно знаю, когда портрет снят и всегда заканчиваю съемку, когда человек возвращается из своего путешествия. Для меня нет разницы между портретом и пейзажем. В путешествии я снимаю лица городов, полей, пустынных пляжей, дорог, удивляясь невероятной красоте и разнообразию. Встреча, будь то город или человек - это подарок, сюрприз, дорога. Дорога - археолога, первооткрывателя, путешественника или просто наблюдателя. Я не люблю патетики, она делает простые вещи сложными. Но моя жизнь это дорога из пункта А в пункт В. У меня нет расписания и карты, но у меня есть фотоаппарат и желание делать мир прекраснее.

Итак, дамы и господа наш полет окончен,  с вами были:

композитор, аранжировщик, лауреат конкурсов джазовой и еврейской музыки, автор музыки к фильмам А.Городницкого, Ю. Харщеватского и многих других Геннадий Цыпин, у которого 27 ноября будет презентация его нового диска;

преподаватель Политехнического колледжа им. Моссовета, руководитель детской студии "Фотонюанс" ЦМТ "ГЕРМЕС", чья техническая мысль и знания помогли в создании слайд-шоу, фотохудожник Игорь Герман;

Звукооператор Олег Горшков;

Видеоператор Сергей Савич;

У руля директор картинной галереи МЕОЦ, куратор культурных программ Юлия Королькова.

Сайт Анны Любешт

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz