Зачем люди путешествуют?
Отчего не сидится им
дома, в теплых квартирах
и уютных креслах? И что
это за странная болезнь
«охота к перемене мест»,
которая по весне или по
осени срывает нас с
места и заставляет
тратить кучу денег и
сил, заставляя бороздить
просторы океанов, полей,
лесов и рек. Неужели
только для того чтобы
увидеть еще одну
развалину
рекомендованную
туристическим каталогом
или посетить еще один
музей.
Мне кажется, что нами
движет вечное желание
выскользнуть, выпасть из
круга обыденности -
работы, телефонных
звонков и мелькания лиц
разной степени
необходимости.
Художник, рисуя картину,
время от времени,
отходит от полотна,
чтобы взглянуть на него
из далека. Так и мы,
отправляясь в дорогу,
обретаем необходимое для
души восхитительное
чувство свободы и
отстраненности от самого
себя, это замечательное
время, когда ты для
всех закрыт на переучет.
Путешествие, в конечном
счете, встреча с самим
собой, перетряхивание
стереотипов и осознание
бесконечного
разнообразия мира.
Итак, дамы и господа,
мы рады Вас
приветствовать на борту
Московского Еврейского
Общинного Центра,
спасибо, что на
сегодняшний вечер вы
выбрали нашу кампанию.
Выключите, пожалуйста,
мобильные телефоны,
пристегните ремни и,
надеюсь, что кислородные
маски и спасательные
жилеты вам сегодня не
понадобятся. Поехали.
Я люблю гулять. Просто
гулять без всякой цели.
Шаги успокаивают меня. В
движении вперед для меня
есть что-то сакральное.
Как в медитации с каждым
шагом мысли начинают
плыть все медленнее и
медленнее. Разговоры с
самим собою становятся
яснее и проще.
Я не люблю засыпать с
неприятными мыслями, я
люблю их выгуливать,
отпускаю их побегать по
паркам и улицам, в
надежде, что они
растворяться в деревьях,
песке, асфальте или в
фонтанах. Мне нравиться
ощущать простоту
движения вперед. Я
чувствую магию шага, так
остро, как человек,
просидевший долго в
инвалидной коляске. Я не
хочу плавать или летать,
я хочу просто ходить.
Мне нравиться звук моих
шагов. У меня есть своя
симфония "4-х времен
года". Осенью шуршать
сухими листьями, зимой
слушать как скрипит
снег, весной как чавкают
резиновые сапоги, а
летом слушать мягкий
приглушенный звук травы
под босыми ногами. Мне
нравиться звук каблуков
на пустой вечерней
улице, тогда мне
кажется, что мои ноги
становятся метрономом.
Мне бы хотелось гулять и
декламировать стихи. Но
я не люблю поэзию, мне
всегда становиться
некомфортно при лиричном
обнажении души. Я просто
люблю ритм, ритм слов и
шагов. Мне нравиться
измерять время шагами.
Мне нравиться гулять
одной, меняя ритм и
скорость. Мне весело
гулять вдвоем, шагая в
ногу"
Анна происходит из
древнего шотландского
рода Кларков-Гордонов.
Ее предок Питер Кларк
приехал в Россию в 18
веке по приглашению
Петра
I поработать
горным инженером на
знаменитых демидовских
уральских заводах.
А что было дальше?
Шотландцы, как и евреи,
очень чадолюбивые люди,
и они расплодились в
Сибири невероятно,
продвинувшись далеко за
Урал, породнились с
российской знатью,
ввязываясь, по природной
авантюрной склонности,
во все российские
заварушки. Среди Кларков
были народовольцы и
революционеры всех
мастей. Они участвовали
в двух революциях. Но,
чудесным образом,
смекалка изворотливость
и смелость помогала
Кларкам вывернуться из
многих бед. Следы их
бурной деятельности
можно обнаружить даже в
Австралии, куда они,
спасаясь от тюрьмы,
прибыли в трюме парохода
«Монголия».
После 1917 года, опять
же чудовищно
расплодившись, в
количестве 16 человек
вся семья вернулась
Россию.
А что было дальше?
А дальше с огромной
семьей Кларков
породнились
революционные евреи из
Одессы, революционные
евреи из Витебска,
революционные евреи из
Питера и Москвы.
И так, представляю Вам
Анну Любешт, прямого
потомка
Кларков-Гордонов,
Чаадаевых, а также
Гольдштейнов, Сапгиров и
Шапиров, преподавателя
известной парижской фото
школы Икар-Фото. Она
родилась в Москве, вышла
замуж за француза, жила
в Америке, Германии,
Швейцарии, Англии,
родила двоих детей и
живет в Париже.
Нью Йорк.
Я выхожу на Таймс Сквер.
Мозг не в состоянии
быстро собрать в единую
картинку сотню огромных
рекламных щитов, десяток
светофоров и потоки
людей, хаотично
движущихся в разных
направлениях. У меня
кружиться голова и я
закрываю глаза. Мне
хочется раствориться в
этом Вавилове и
выключить звук.
Надо решиться и сделать
первый шаг.
Я люблю гулять по новому
городу без карты, мне
нравиться теряться в
нем.
Но здесь все улицы
параллельны или
перпендикулярны друг
другу, как игра в
крестики нолики. Каждые
200 метров мне
приходиться
останавливаться на
светофоре, чтобы перейти
на следующую клеточку.
Меня раздражают эти
остановки, я никак не
могу найти ритм. Стать
невидимкой в Нью-Йорке
нет ничего проще, тут
никому до тебя нет дела.
Никто ни на кого не
смотрит, даже если ты
оденешься в надувные
шарики или в
разноцветные перья
страуса. Я утопаю в
почти равномерном гуле
звуков человеческих
голосов, строек, машин и
мобильных телефонов.
Этот гул не оглушает, он
создает вакуум вокруг
меня, он позволяет мне
раствориться в своих
мыслях. А ноги просто
несут меня по городу.
Несколько раз меня почти
сбивает с ног
велосипедисты-курьеры,
меня толкают прохожие и
тогда я на время
выплываю обратно в
брутальный и
одновременно лиричный
город. Кареты с лошадьми
вокруг Центрального
парка, звуки саксофона,
пустые кафе парка еще
больше обостряют
одиночество в этом
городе. Как цветы,
пробивающиеся сквозь
асфальт, настроение
города прорывается
сквозь городской смог. Я
гуляю по набережной
Гудзона, практически не
встречая ни одного
человека. В красивых
домах вдоль набережной
живут люди с достатком,
а нью-йоркцы с достатком
не гуляют в рабочий
день.
Статуя Свободы, как
космический корабль при
экстренной посадке,
неуютная и зеленая
торчит посередине
залива.
Я пробираюсь сквозь
китайский квартал,
толкая или толкаясь. От
пестроты сувениров и
подвешенных вниз
головами уток, сильно
болят глаза. В
итальянском квартале
больше не слышно
английской речи, и за
каждым столиком пьет
густой кофе Аль Капоне.
Я возвращаюсь в отель,
поднимаюсь на 27 этаж и
смотрю сквозь серое
облако и струи дождя на
стройку многоэтажной
парковки. Ощущение
несоразмерности
конструкций и человека
усиливает нереальность
происходящего.
Париж
Я люблю Париж, моя
любовь к нему пришла
через его кафе. Я больше
не пью кислый
быстрорастворимый кофе
дома. Если мне хочется
попить кофе, я иду в
кафе. Я сажусь на
террасу заказываю
чашечку черного кофе, и
жду сюрприза: иногда это
маленькая шоколадка,
иногда печеньице. Кофе
на террасе не пьют
быстро. Это ритуал, и
тут спешить нельзя. Даже
утренний кофе перед
работой нельзя пить
наспех, нужно
обязательно выкурить
одну-две сигареты и
прочитать последние
новости.
Я делаю первый глоток и
начинаю наблюдать за
жизнью вокруг меня. Я не
одинока в этом занятии.
Похоже, что в кафе
парижане живут, любят,
работают, учатся,
встречаются и
расстаются.
У каждого кафе есть свои
завсегдатаи. Они ходят в
одни и те же кафе
годами. Без них
невозможен интерьер
самого кафе. Столики на
террасе стоят рядами,
как в театре. Мне
нравиться садиться в
последнем ряду . Я люблю
наблюдать за
посетителями, но я не
люблю когда наблюдают за
мной. Парижане выпивают
от 4 до 8 чашек кофе в
день, выкуривая при этом
огромное количество
сигарет.
В кафе даже у простой
минералки меняется вкус.
Красивые бокалы и всегда
подтянутые официанты
предают особою
значимость
происходящему. Террасы
кафе открыты вне
зависимости от погоды и
времени года.
Я люблю выпить зимой
стаканчик горячего вина
под печками на террасе.
С первыми погожими
деньками в кафе аншлаг,
мне приходиться вставать
в очередь, чтобы попить
кофе на террасе. Парочки
вокруг меня потягивают
из трубочки коктейли,
они так будут сидеть
несколько часов. Пожилой
месье читает книжку, его
бокал уже давно пуст, но
никому и в голову не
придет его побеспокоить.
Занимая столик в кафе, я
становлюсь его хозяином
на столько, на сколько
пожелаю, и потраченная
сумма не имеет никакого
значения.
Вот уже второй час
студент готовиться к
экзаменам. Он выпил
всего одну чашечку кофе
и теперь официант с
уважением приносит ему в
графине воду из под
крана.
Я допиваю вторую чашку,
до поздней ночи кофе
будет литься рекой в
Парижских кафе. Еще
долго кафе будет жить
своей уютной жизнью,
пока, наконец уставший
официант не сядет на
тротуар с чашечкой кофе
и не закурит свою первую
за вечер сигарету.
Выставка Анны Любешт
называется «На дорогах».
В российской культуре
дорога – это свобода,
приключения, ожидание
чуда и необыкновенных
встреч.
Лица людей - это
географическая карта их
жизни. Каждое событие
оставляет либо
неуловимый след, либо
новый рельеф на лице.
Снимая портреты, я
снимаю пейзажи жизни.
Интенсивность красок
пейзажа не зависит от
возраста, разница между
взрослым и ребенком,
лишь в том, он не боится
открыть свой пейзаж
незнакомцу. Я навожу
объектив и прошу на
мгновение забыть, что я
рядом, я прошу свою
модель отправиться в
путешествие. В это
мгновение падает
защитный барьер и как
при археологических
раскопках на
поверхность появляется
его уникальный мир. Я не
устаю удивляться этому
удивительному событию,
меня наполняет радость и
энергия чуда. Я
путешествую по новой
планете. Это путешествие
может длиться доли
секунды, но камера
успевает зафиксировать
этот момент. Я точно
знаю, когда портрет снят
и всегда заканчиваю
съемку, когда человек
возвращается из своего
путешествия. Для меня
нет разницы между
портретом и пейзажем. В
путешествии я снимаю
лица городов, полей,
пустынных пляжей, дорог,
удивляясь невероятной
красоте и разнообразию.
Встреча, будь то город
или человек - это
подарок, сюрприз,
дорога. Дорога -
археолога,
первооткрывателя,
путешественника или
просто наблюдателя. Я не
люблю патетики, она
делает простые вещи
сложными. Но моя жизнь
это дорога из пункта А в
пункт В. У меня нет
расписания и карты, но у
меня есть фотоаппарат и
желание делать мир
прекраснее.
Итак, дамы и господа наш
полет окончен, с вами
были:
композитор,
аранжировщик, лауреат
конкурсов джазовой и
еврейской музыки, автор
музыки к фильмам
А.Городницкого, Ю.
Харщеватского и многих
других
Геннадий Цыпин,
у которого 27 ноября
будет презентация его
нового диска;
преподаватель
Политехнического
колледжа им. Моссовета,
руководитель детской
студии "Фотонюанс" ЦМТ
"ГЕРМЕС", чья
техническая мысль и
знания помогли в
создании слайд-шоу,
фотохудожник
Игорь Герман;
Звукооператор
Олег Горшков;
Видеоператор
Сергей Савич;
У руля директор
картинной галереи МЕОЦ,
куратор культурных
программ
Юлия Королькова.
Сайт Анны Любешт