БОРУХ ШТЕЙНБЕРГ

Борух это не фамилия, а псевдоним художника Бориса Аркадьевича Штейнберга. Он его придумал, чтобы не путали с родным братом, тоже художником, Эдуардом Штейнбергом.
Родился художник в Москве 9 июня 1938 года в семье переводчика Аркадия Акимовича Штейнберга. В 1941 году отец ушел на фронт, а в 1944 отца арестовали и осудили по 58 «политической» статье. Только через 8 лет, отсидев свой срок от звонка до звонка, он вышел на свободу. Свидание с семьей было кратким: в Москве ему разрешили пробыть всего несколько дней. Затем отца отправили на поселенье в город Ухту, в республику Коми, как вольнонаемного врача. Аркадий Акимович отбыл на Север не один: с ним поехал младший сын - Борух.

Старший Штейнберг был незаурядной личностью: поэт, писатель, художник, скульптор, музыкант, игравший на многих музыкальных инструментах, переводчик знавший 15 языков, гениальный педагог. Боруху, как сыну «врага народа» пришлось расстаться со школой еще во втором классе. Благодаря отцу, он получил такое блестящее образование, которое не могла дать ни одна советская школа. В Ухте Борух, под руководством отца, начал заниматься творчеством. Здесь же были написаны первые стихи и рассказы.

В конце 1953 года они вдвоем вернулись с Севера. Но устроится в Москве политическому ссыльному, не удалось. Аркадий Акимович поселился с семьей в небольшом городке Калужской области Тарусе, живописно раскинувшейся на высоком берегу Оки. Таруса своими великолепными пейзажами еще до революции привлекала многих художников, поэтов и писателей. Ее называли «Русским Барбизоном». Цветаевы, Толстые, Борисов-Мусатов, Крымов, Ватагин в разное время отдыхали и работали в Тарусе.
Таруса, находящаяся за знаменитым 101 километром, была домом для многих писателей, поэтов и художников, вернувшихся из заключения. Круг интеллигенции, собравшейся в то время в Тарусе был впечатляющим: Константин Паустовский, Надежда Яковлевна Мандельштам, Николай Заболоцкий, Борис Свешников, Константин ПаустовскийОни были друзьями, гостями и собеседниками Аркадия Акимовича. На шестнадцатилетнего подростка общение с этими людьми оказало огромное влияние. Летом 1957 года в Тарусу приезжает на практику художественный факультет ВГИКа. Борух знакомится с художниками В. Воробьевым, И. Вулохом и В. Коневским и, благодаря им он начинает писать свои первые живописные работы.

С 1960 года Борух живет в Москве. Художники Анатолий Зверев, Дмитрий Плавинский, Александр Харитонов, Игорь Куклис – это новый круг общения молодого художника.
Первым покупателем картин стал бразильский дипломат Гидо Суарес, что придало еще больше азарта в работе молодому художнику - оказалось, что его картины не только кому-то интересны, но даже нашлись люди, готовые платить деньги за его искусство.

В 1974 году Борух примкнул к группе художников активно отстаивающих свои права на свободу творчества. Лидером этой группы был Оскар Рабин. Группа художников устроила несанкционированную начальством первую выставку неофициального искусства под открытым небом на окраине Москвы. Против художников и их картин были брошены бульдозеры и поливальные машины, многие участники были арестованы. В историю искусств эта выставка вошла как «Бульдозерная».

Боруху ареста до поры до времени удалось избежать, и художник продолжает активно участвовать в «квартирных» выставках, а в сентябре 1975 года входит в инициативную группу по проведению первой официально разрешенной выставки нового искусства на ВДНХ.
Тяжелым испытанием для художника был период 1977-78 года. Неизвестные ограбили квартиру художника, бесследно исчезла коллекция графических работ русского авангарда 20-х годов и коллекция русских икон. Следователи не нашли ни воров, нипохищенного, а быть может и не искали. Для кого стараться? Сомнительная личность - художник, диссидент. Попытка же найти пропавшее самому чуть не стоила художнику жизни: его тяжело ранили и он надолго попадает в больницу. Чтоб хоть как-то поправить дела, выйдя из больницы, он пытается продать бывшие в семье золотые монеты царской чеканки, но и это ему не удается. Штейнберга арестовывают и отдают под суд за незаконную торговлю золотом. Суд и психиатрическая экспертиза признают его невменяемым и отправляют на принудительное лечение в закрытую психиатрическую лечебницу.

Стоило больших трудов и хлопот жене и его друзьям добиться отмены принудительного лечения разрушающего психику. Борух был переведен в другое отделение в котором, впервые за историю этой «психлечебницы», была организована творческая мастерская, где Борух нашел свой новый живописный язык.
Почти год Борух находился в лечебнице. Как часто бывает у творческих людей - беда обернулась благом. В больнице, в мастерской, закрывшись на ключ, он мог работать часами. Почти год он посвятил пристальному изучению двух книг : Торе и «Книге знаков» Рудольфа Коха, посвященную языческим и религиозным символам архаических культур. Читая эти книги, Борух пытается проникнуть в сакральный смысл каждого слова, каждого знака, творчески переплавить увиденное, соединить древние тексты и знаки со своим ощущением жизни.
В больнице начался новый период творчества – графика. Еще занимаясь литературой, он писал короткие новеллы, почти притчи. Его графические листы - это притчи на холсте и бумаге. Он пытается напомнить своими работами людям о милосердии, терпении, сострадании и смирении. Эти работы надолго останавливают зрителя, пытающегося разгадать смысл таинственных знаков.

После выхода из больницы Борух с 1978 года, ведет замкнутую жизнь - работа, семья и несколько друзей, которых, кажется, можно сосчитать по пальцам одной руки.
Все время Борух отдает работе. Рано встает, рано ложится спать. «У художника не бывает свободного времени» - говорит он. По-прежнему на рабочем столе лежит Тора изучение которой не прекращается много лет и книга Коха о знаках.
Выполняемые им произведения всегда очень трудоемки: покрытые слоями искрящегося металла, таинственно мерцая они рассказывают о вечных загадках бытия: о любви, о жизни и смерти, о Б-ге. Работая с металлом, таким неподатливым, но очень пластичным в его руках, материалом он добивается высокой выразительности. «Почему вы выбрали металл» - спросила я у Боруха ?
«Вы путаете, - ответил он, не художник выбирает материал, а материал сам находит художника.»
Работает он над каждой картиной подолгу, никуда не торопясь, бывает не один год, добиваясь максимальной выразительности. Быть может, эти картины из металла следовало бы назвать барельефами – они объемны и многослойны.
Графические листы продолжают тему поиска разумности и гармонии бытия. «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу». Мир был создан Б-гом нам на радость. Так почему же столько горя, войн и смерти вокруг? Почему даже самые близкие люди так часто не могут понять друг друга?
Мудрый, много переживший человек пытается дать ответ на эти вечные вопросы, создавая свое идеальное и гармоничное пространство. И только шелковые нити, сшивающие на холсте несоединимое, дают нам понять как глубоко ранит художника далеко не идеальная наша действительность.
Борух, заканчивая беседу сказал : «В молодости понимание свободы звучит так: чего хочу, то и делаю. Сейчас я понял, что формула свободы иная: не делать того, чего не хочешь.»
Работа, любовь, дети – что еще искала душа моя?

Директор картинной галереи МЕОЦ Юлия Королькова.

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz