АНАТОЛИЙ БРУСИЛОВСКИЙ

Прекрасная эпоха Анатолия Брусиловского.

Мастерская Анатолия Брусиловского входит в список самых красивых домов мира. Но, даже зная об этом, невольно ахаешь, когда художник, одетый в элегантную с атласными лацканами черную стеганую куртку открывает дверь. Неожиданно вы попадаете в волшебную пещеру Аладдина или оазис, в котором мгновенно теряется ощущение реальности происходящего.

Дом полон прекрасными, одушевленными вещами. Павловопосадские платки, декорирующие потолок, чудным образом соседствуют с ранним Зверевым, морскими раковинами, старинными коврами ручной работы, гарнеровским фарфором, самоварами и бронзой начала прошлого века. Это великолепные декорации к театру жизни созданные Анатолием Брусиловским, домашний «музей для друзей», постоянно действующая и меняющаяся инсталляция в антикварном духе.

Домашнее грузинское вино искрится в высоких хрустальных бокалах, изысканная закусочная мелочь картинно разложена на антикварных тарелках, лампы «Tiffani» льют мягкий свет на сухие розы в вазах Emile Gale, создавая изящный натюрморт. Из окна мансарды открывается прекрасный вид на Замоскрворечье. Так принимает гостей радушный хозяин, к которому в мастерскую на Новокузнецкой улице в 60-е – 80 е съезжалась вся богемная и дипломатическая Москва. Это был, наверно, первый действующий московский арт-клуб.

Анатолий Брусиловский - талантливый книжный график, изобретатель боди-арта, автор изысканных коллажей, фотограф, столичный светский лев, устраивал здесь под видом дружеских вечеринок бесконечные костюмированные балы или как теперь пишут «перформансы».

Анатолий Брусиловский человек создающий ежедневный праздник жизни. Прекрасные вещи, собранные за долгие годы - это не коллекции, наглухо запертые собирателем в шкафах. Здесь живет художник, а не собиратель-буржуа. Его гости едят и пьют из коллекционного фарфора. В доме есть урна, доверху наполненная осколками венецианских бокалов и гарнеровского фарфора, разбитого на дружеских вечеринках. Художник создал декор, в котором гости 60-х ХХ века оттаивали, забывая о том что за окном темная Москва эпохи холодной войны, а гости начала ХХ1 наслаждаются забытым уютом старых московских домов ушедшего века.

Деко . Анатолий Рафаилович старинные вещи в Вашем доме это семейные реликвии?

А.Б. Нет. Я приехал в Москву после окончания института с фибровым чемоданчиком, в котором была только смена белья. Создавая декор студии, я следовал детским воспоминаниям. Это относится генезису моей семьи. Мой дедушка жил до Первой мировой в Париже и Берлине. Возвратившись в Россию, он привез с собой множество красивых вещей, которые тогда были очень модными. Я помню дедушкин дом, в нем я родился и вырос. Это была огромная 8- комнатная квартира, от которой после «уплотнения» остались лишь две большие комнаты, наполненные замечательными вещами.

Ничего от этого не осталось – революция, две мировых войны, но долгие годы мне снились сны, детские сны в которых я постоянно возвращался в этот прекрасный дом. Я настолько был этим переполнен, что стал интуитивно подбирать вещи стиле «ар деко» и «ар нуво», которые ощущал как родные вещи моего детства. Эта история по-своему уникальна, потому что в России большинство людей не имеют таких корней. Смею надеяться, что сейчас мы присутствуем при зарождении новых традиций – богатые люди строят загородные дома, их оформляют профессиональные дизайнеры, в них вырастают дети, которые потом получат эти дома по наследству.

Деко. В Вашей мастерской не хочется говорить о трагических проблемах нынешнего времени. Вы создали мир полный красоты и гармонии, такое впечатление, будто все тяготы жизни Вас миновали.

А.Б. Конечно, это не так. Но я – сангвиник. Люди моего темперамента оптимистичные, веселые, легкие на подъем, в любой ситуации находящие свой вкус и прелесть. Я считаю, что если у кого-то в детстве сложилось представление о мире как о большой свалке, то оно проносится потом через всю его жизнь. Но если человек хочет найти внутри себя позитивные творческие моменты, то он всегда их и находит. Красота, быть может и не спасет мир, но, по крайней мере, сделает его более человечным. Я пытаюсь говорить о красивом, видимом мной в каждом проявлении жизни, но делаю это на языке, который придумал сам.

Деко. Что бы Вы могли сказать по поводу нашего нового журнала, посвященного домашнему творчеству.

Мы постепенно семимильными шагами всходим в цивилизованный западный мир, и этот мир давно наладил выпуск журналов по этой теме. Например, французский журнал «Бриколаж». Люди всегда что-то мастерят для себя, получая огромное удовольствие от самого акта прикосновения к творчеству. У них сейчас фантастические возможности, так как есть огромное количество великолепных современных материалов. Широчайшие возможности широким слоям. В ХХ1 веке люди имеют достаток и свободное время, они перестали тяжело трудиться и не падают измочаленные после рабочего дня в кровать. Они могут заняться своим домом, украшать его, сделать так чтобы жизненное окружение представляло нечто нарядное, яркое, запоминающееся, отвечающее личным вкусам. Когда человек мастерит что-то для себя, он становится равновелик любому творцу, творчество это наслаждение. Ты сделал что-то, может быть еще наивное, далекое от совершенства, но оно тебя греет, ты показываешь свое изделие друзьям, и они ахают, потому что это сделал ты. Не купил это в магазине и не заказал у кого-то. Я думаю, что из всей шкалы человеческих ценностей - путешествие, любовь, еда, развлечение - творчество первый номер всегда и во всем. Это чувство ни с чем не сравнишь. Я хочу поздравить Галю и всех людей, которые создали журнал «Деко». Он занял очень точную нишу в нашей жизни, очень точно по адресу попал к тем кто мечтал о творчестве, но не знал, как и что делать. Этот журнал открывает двери в другую страну, в широкую страну творчества. Я не называю это искусством, я называю это творчеством. Журнал красиво издан, с интересными персоналиями, с очень подробными

советами, и что, немало важно, дает адреса, где купить какую-то краску, кисточки, лобзики и какой фирмы. Мне очень нравится, что у нас в России уже научились и первый

блин не делать комом. Не к чему придраться.

Деко. Неужели совсем не к чему придраться.

А.Б. У меня есть позитивная критика. Много материалов, посвященных реалистической росписи кисточкой. Все что делается кисточкой – роспись чашки, подноса, цветочного горшка – это очень трудно, даже профессионалу. Чтобы было чистенько, гладко и аккуратно требуется абсолютный профессионализм, крепкая рука и долгая практика. Не стоит, по-моему, перегружать журнал вещами, которые требуют очень высокого качества и аккуратности. Вы не представляете, как трудно провести просто гладкий ободок или линию на подносе, и под линеечку этого не сделаешь. Абстракция – вот потрясающее средство выразить свои внутренние чувства. Гораздо интереснее нарисовать самому не стандартный домик или бабочку, а, допустим, расписать поднос в стиле Малевича. Россия была первооткрывателем нового искусства, а что большинство знает - только черный квадрат Малевича. Супрематизм. Но был еще Кандинский, было авангардное искусство двадцатых. Нарисовать абстракцию интересней и проще чем унылый цветочек. Это было бы и пропагандой русского искусства.

Еще. Нет в журнале материалов в духе русских народных промыслов. Русское народное творчество обладало изумительной широчайшей шкалой возможностей.

Надо вспомнить дымковскую игрушку, гжель, хохлому, городец. Эти росписи идеально обкатаны веками и народным вкусом. Кроме всего прочего, вы делаете журнал в России и для России, а это значит что внутреннее, генетическое будет всколыхиваться с самого дна. Я хочу призвать направлять журнал в российское искусство, в сферу российских интересов и вкусов. Я думаю, что рисование домиков разочарует читателя вашего журнала. Им хочется, чтобы все, что они делают, носило ярко выраженный индивидуальный характер. Иначе, он подумает: «Зачем я буду мучаться, расписывать эту ткань, горшок или поднос когда я могу купить что- то похожее в магазине.

Совершенно неожиданно приходит в голову идея, создания, например, сложносочиненной монограммы своего имени. Еще идея. Кимоно – общепризнанный шедевр мирового народного творчества. На нем всегда помещают семейный герб - «мон». Это может быть изображение хризантемы или другого предмета, но это имеет личностную окраску и приятно тем, что ты вносишь в одежду что-то свое. Здесь важна идея вещи, точно отвечающая собственным внутренним желаниям. Образцы должны будить творческую фантазию.

Деко. Какие «нетрадиционные» материалы Вы могли посоветовать нашим читателям для домашнего творчества.

А.Б. Прежде всего - спреи. Возможности этого товара безграничны, он дешев и доступен всем. На Майорке, в Тайланде, В Испании – где бы ни путешествовал, везде видишь знакомую картину: сидит художник на асфальте и перед ним разложены десятка два баллончика спреев и он этими спрееями и вырезанными трафаретами от простеньких квадратиков и кружочков до самых разнообразных предметов, создает картины. Спреем гораздо проще сделать оттушевание - переход от одного цвета в другой.

Покрытие получается идеальным, кисточкой такого не сделаешь ни в первый раз, ни в сотый - обязательно размажешь или будет грубовато, а спреем получается идеально. Спреи не смываются, очень качественные. Они яркие, нарядные, есть золотые и серебряные, разукрашивать ими какие-то предметы, например, подносик – это «ах!». И фирмы, которые торгует спрееями тут же у вас в журнале могут разместить свою рекламу.

К чему я веду? Человек может выплеснуть свою творческую энергию через абстракцию, не умея делать натуралистический домик, цветочек или бабочку. Главное чтобы было сильное желание творить. Спреями можно расписать абстрактно старые тапки, покрасить мебель или стенки в собственной квартире.

Сейчас на Западе имеет огромную популярность графити. Мой младший сын даже сделал курсовую научную работу на эту тему. Это тоже спери.

Я патриарх боди-арта. В России это не поощрялось. Но статьи о моих нательных художествах появились в самых шикарных западных журналах. Какой-то ушлый француз взял и открыл ателье «боди - арта», в котором разрисовывал дам для балов. Он за короткий срок сделал миллион, потому что женщины балдели от того, что приходя на бал они имели именную раскраску. В Германии ко мне пришел очень богатый предприниматель, который не побоялся раскраситься, идя на праздник. Он получил первую премию и потом во мне души не чаял. Он владелиц сети ресторанов и в одном из них бесконечно кормил меня даром только за кайф, который он получил, отхватив приз. Чем бы еще он мог бы выделился.

Деко. Вам нравится тату.

А.Б. Тату - другое. Проходит время и человек начинает тяготится, меняется стиль, ему хочется совсем другого, а стереть нельзя.

Деко. Вы фантанируете идеями. Пожалуста подкиньте что-нибудь еще.

А.Б. Идей очень много и я думаю что мы можем бесконечно их подкидывать – расписывать веера, деревянные заготовки для яиц, которые продаются на Арбате, ширмы, мебель, футболки. Журналу нужно научиться будить творческую фантазию.

Один мой знакомый очень успешный галерист, постоянно «ведущий» своих художников, стал подсовывать им идеи, вытекающие из их же творчества, но в тоже время абсолютно новые. Например, он купил пианино и предложил одному художнику, который делал очень качественные абстракции, его расписать, а потом продал это пианино как произведение искусств за очень хорошую цену. Вместо того чтобы делать необычайно сложную табуретку и потом ее раскрашивать, можно взять уже готовую мебель, самую простую. А потом, безбрежный океан фантазий, можно не только расписать, но, например,

взять и обклеить его бижутерией – это будет что-то невиданной красоты или обтянуть его мехом – это будут выставочные экземпляры. Тысячу идей могу вам накидать о том, что можно сделать с простым венским стулом.

Когда-то французский художник Дюшан выставил просто писсуар, повесил на стенку в качестве современной скульптуры. С тех пор во всех книгах по искусству он существует. Любое керамическое «санузловое» можно превратить в нарядное произведение искусства. Холодильник расписать, раковину, ванну.

Деко. Мы говорили уже о том что в Вашем «музее для друзей» вещи не экспонаты, они живые. В обычном же музее обычно очень грустно: собранные вещи выглядят как собаки без хозяина.

А.Б. Это понятно. У меня все вещи можно трогать. В музее не потрогаешь, а это необычайно важно. Я назову это научным словом тактильность, у человека органы чувств, все вместе дают некую сферическую, объемную информацию о предмете. В музее

мы видим только визуально - что очень ограничивает наше ощущение от предмета,

засушивает его. Вещи же созданы для того чтобы люди с ними общались, чтобы они из них ели, пили, рассматривали их, вешали на стенки, показывали гостям, разбивали. Вещи это живые существа, живя с нами, они одушевляются, они живут нашей жизнью, они являются частью нас, играют в нашей жизни большую роль. Вещи служат нам напоминанием о наших жизненных приключениях, мы вспоминаем нашу жизнь, разглядывая и трогая их: вот эту чашечку кто-то нам подарил, этот камешек, куриный бог я привез из Коктебеля, из первого путешествия со своей молоденькой женой, и так далее. Поэтому мы их хотим трогать, рассматривать, взвешивать на ладони, щупать. Одни гладко- холодные, другие теплые. Не нужно вкладывать безумные деньги, чтобы сделать свой домашний музейчик. Он будет создан из предметов бесценных только для вас - ракушки, веера, свечечки, перышко. И все это потрясающе интересно, это делает вехи нашей жизни ощутимыми.

Я часто встречаюсь с людьми, особенно после издания своих мемуарных книг, и они мне говорят какой ты молодец, ты все помнишь, а вот я ничего не помню. Это ужасно! Не за что зацепиться, нет чего-то близкого. Даже если старые фотографии собирают в альбом, и то частенько налепят абы как. Вещи - это удивительные существа – и домашний музей это одна из замечательных идей.

Коллекционеры это счастливые люди, говорят они часто нелюдимы, мизантропы. Но это их человеческая натура. Они бы и без этого музея был бы нелюдимыми. Это не связано с вещами, наоборот, эти собранные вещи придали их мизантропской, замкнутой жизни хоть какой-то смысл. Иначе это был бы совсем несчастный человек. Всегда, я подчеркиваю, всегда, когда у человека есть страсть - это лучше чем всю жизнь прожить человеком бесстрастным. Страсть зажигает нашу жизнь. Я помню историю каждой вещи и все, что с ней связано. Кстати, слово «сувенир» в переводе с французского - означает «память, напоминание».

Деко. Вас часто называют эпикурейцем, так ли это.

А.Б. Это не эпикурейство – это осмысленная жизнь. Унылые, скучные мысли – это мусор, засоряющий нашу жизнь. Я мало встречал людей, сознательно гармонизирующих свою жизнь. Занятие творчеством – вот лучшее лекарство от уныния. Любым творчеством, на любом уровне. Веер возможностей тут безграничен. Я писал об этом в своей книге «Искусство жить»: « Собственно именно постановкой творческой задачи, увлеченному вхождению в это состояние, тому необычайному возбуждению, близкому к ощущению, переживанию полета, мы единственно можем быть обязаны малейшему прикосновению к творчеству – загадочному и безграничному феномену жизни.»

Поэтому я бесконечно рад, что в России, наконец- то появился такой журнал как «Деко», побуждающий человека к творчеству, дающий рекомендации как это сделать и с чего начать.

Директор картинной галереи МЕОЦ Юлия Королькова.

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz