АЛЕКСАНДР ТУМАНОВ

«Живая натура»

декабрь 2002 года

В российском искусстве трудно отыскать другого художника так неистово любящего жизнь. Эпикуреец Александр Туманов паря над прозой жизни, создает собственную реальность – сочную и яркую. Это его «Ода к радости».

Родился и вырос художник в Москве. Закончил художественное училище «Памяти 1905 года», театральный факультет. После его окончания замаячила армия. Единственным спасением от нее, в ту пору, был сумасшедший дом. Отдохнув и загорев хорошенько на даче и подчитав медицинскую литературу, Александр дал волю знаменитому «тумановскому» мифотворчеству. Мнимый больной отправился на прием к врачу в «Соловьевку» и поведал ему о больной голове и преследующих его голосах. Далее повествование было расцвечено историей о том, что проснется де художник Александр Туманов утром, задумается и не заметит, что уж и ночь настала.

В больнице начал писать огромные 18 метровые пейзажи. Выставляться начал лежа в больнице. На первую знаменитую однодневную выставку в Измайловском парке картину привез Сашин друг. Выставка имела ошеломляющий успех. Выйдя из клиники «мнимый больной» отправился по вызову в военкомат и, предъявив заветную справку, попросил заказать ему военную форму у Славы Зайцева. Военкомат художника больше не беспокоил.

Потом были квартирные выставки и знаменитая выставка на ВДНХ. Чтобы попасть на нее люди отстаивали по пять часов. А милиции и работников компетентных органов было, наверно, не меньше чем зрителей. Позже, входил в группы «20» и «21» на Малой Грузинской, выставлялся на квартирных вернисажах. Выставки сопровождались скандалами, давлением властей, публикациями в зарубежной прессе и неизменным зрительским успехом.

В начале 90-х художник попадает в Америку, сотрудничает с американскими галереями, зарабатывает кучу денег и чуть не умирает со скуки. Не пришлась ему по вкусу и Европа. В Берлине вместо трех месяцев выдержал всего один. Ему предлагали остаться, но художник вернулся в свою дорогую Москву к нежно любимым друзьям и врагам. «Москва – единственная моя любовь, которой я не изменял и не изменю» - говорит художник.

Причудлива и цветиста наша действительность. Все смешалось не только в доме Облонских. Свой род, известный и любимый художник А.Туманов, творящий сказочно прекрасные миры провинциальной российской утопии, ведет от знаменитого вильнюсского раввина Янкеля Ковенского, известного также под именем Яков Барит. Вот что говорит о нем Еврейская энциклопедия Броггауза и Ефрона: «Рано потеряв родителей, он в 14 лет от роду переехал в Ковно, где изучал Талмуд в Бейс а-мидраше предместья Слободка. Женившись в 18 лет, он продолжал отдавать все свое время научным занятиям. В 1822 году Барит, потеряв жену, переехал в Вильно, где женился вторично. В доме тестя он близко сошелся с одним из представителей «просвещения», по инициативе которого стал усиленно заниматься самообразованием и вскоре приобрел солидные познания в новых языках, математике и астрономии. Как и многие еврейские ученые того времени, Барит занимался не только наукой, но и торговлей.

В 1850 году он стал во главе основанного раввином Хаимом Парнесом ешибота для подготовки раввинов. Преподавательская деятельность Барита длилась 25 лет. Болезнь заставила его покинуть пост. Многие ученики Якова Барита стали впоследствии известными раввинами и учеными.

Хотя Барит был строгим ортодоксом, он пользовался большим уважением среди прогрессивных слоев еврейства. Посетивший Вильно в 1846 году Моисей Монтефьере вел продолжительные беседы с Баритом, при участии которого была составлена петиция императору Николаю 1 об улучшении положения российских евреев. С конца 40-х годов становится признанным представителем виленской еврейской общины. В 1852 году, когда возник проект пригласить в столицу главных раввинов еврейской черты оседлости для обсуждения вопросов, касающихся еврейства, губернатор Назимов рекомендовал его как наиболее достойного представителя Виленской губернии. В созванных в 1856 и 1862 годов раввинских комиссиях Яков Барит был одним из самых деятельных участников. Председательствуя на заседаниях, он высказал много политического такта и зарекомендовал себя прекрасным оратором. Он горячо отстаивал интересы своих единоверцев, и его аргументы против клеветнических нападок и огульных обвинений евреев производили в комиссиях сильное впечатление на представителей правительства. Барит указал на необходимость отменить для евреев ограничения в выборе местожительства и разрешить селиться в столицах отбывавшим воинскую службу ремесленникам и купцам второй и третьей гильдий. В последние годы жизни Барит, разбитый параличем уже не принимал участия в общественных делах. Умер Янкель Ковенский в Вильне в 1883году.

В дальнейшем семейная история художника А.Туманова напоминает авантюрный роман, в котором клокочут нешуточные страсти. Семья художника раскололась: один дед был белым офицером, дожил припеваючи до глубокой старости, а другой дед со стороны отца - чекист и друг Дзержинского, навсегда сгинул без вести в 1937 году.

Александр Туманов по-прежнему много работает: за последние годы он создал картины на еврейские тему, продолжает писать сказочной красоты натюрморты и мир художника несмотря на трудности и трагические события нашего времени, по-прежнему полон гармонии и покоя. Мир на картинах Александра Туманова будто только что создан, и поэтому, как после баньки, умыт и чист. Герои его полотен спокойны и приветливы. Женщины красивы и любимы, а усатые мужчины мужественны и значительны. В картинах Александра Туманова переплетаются «детская» фантазия и реальный «взрослый» мир с его величественной красотой и простотой.

Выставка художника в нашей галерее прошла с большим успехом и ныне его работы вы можете регулярно увидеть в журнале «Лехаим», с которым он регулярно сотрудничает.

Директор картинной галереи МЕОЦ Юлия Королькова.

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz