АЛЕКСАНДР ЗАБРИН
«Отражение
и тени»
Галерея
Московского
Еврейского
Общинного центра
27 марта 2003
года представила
выставку
знаменитого
московского
фотографа
Александра
Забрина
«Отражение и
тени».
Александр Забрин
- пожалуй,
наиболее
известный
джазовый
фотограф в
России; во
всяком случае,
его работы в
последние
полтора
десятилетия
публиковались
часто и обильно.
В частности, его
фотографиями
проиллюстрирован
знаменитый
сборник
"Советский
джаз", до сих
пор остающийся
главным
источником по
истории
отечественного
джаза и другие
книги. Не многие
зрители видели
другие серии
работ известного
фотографа. На
стенах галереи
была показана
серия работ
«Отражения и
тени».
Первые
фотографии этого
цикла снимались
20 лет тому
назад в Риге, а
последние - в
Испании в 2002
году. Цикл работ
мастера посвящен
неуловимым,
меняющемся
ежесекундно мире
теней и
отражений.
Промелькнувшие и
отразившиеся в
витрине
прохожие, мокрые
после летнего
дождя столики
уличного кафе,
отразившиеся в
оконном стекле,
графически
изысканные тени
лестниц и мостов
– все это
предмет
пристального
внимания
фотографа.
Впервые на
выставке в
галерее МЕОЦ
фотограф
представляет в
полном объеме
зрителям
ретроспективу
своего
творческого
пути. Цикл работ
посвященных
российскому и
зарубежному
джазу хорошо
знаком зрителям
и
искусствоведам,
другие же серии
фотографа, к
сожалению,
широкой публике
известны меньше
и зрители имели
редкую
возможность
более полно
познакомиться с
творчеством
мастера. Они
увидели на
экране серию
«Крыши и парки»
цикл работ
посвященный
художнику
Яковлеву,
Ленинниану и,
конечно же
«Джаз».
В гости к
Александру
Забрину пришли
его друзья -
джазмены,
фотографы и
многие
почитатели его
таланта.
На счету у А.
Забрина 40
персональных
выставок в
России и за
рубежом. В том
числе в галерее
«Московская
палитра», в
рамках
фотобиенале
1996г., в
Третьяковской
галерее, в «Спасо-Хаусе»
к столетию со
дня рождения
Дюка Эллингтона.
Директор
картинной
галереи МЕОЦа
Юлия Королькова
Владимир
Мамонов.
Фотограф
Александр Забрин
Мы познакомились
с Сашей Забриным
20 лет назад. Я
вышел из
автобуса возле
полиграфического
института и
небольшого роста
человек,
определив по
моему внешнему
виду завсегдатая
музыкальных
тусовок,
улыбнувшись,
спросил, не был
ли я на
последнем
концерте уж не
помню кого. Это
и был Саша
Забрин,
работавший тогда
в
фотолаборатории
полиграфа. С тех
пор я стал часто
наведываться в
ДК
«Замоскворечье»,
особенно на
концерты
знаменитого трио
ГТЧ и, конечно
Владимира
Чекасина. Порой,
когда на сцене
вдруг возникала
фигурка с
фотокамерой,
начинало
казаться, что
трио
превращается в
квартет, и что
фотоаппарат в
руках Забрина
это еще один
музыкальный
инструмент,
настолько
органично его
съемка сливалась
с музыкой, да и
сам фотограф
оказался
неотъемлимой
частью
перформансно-
музыкального
действия.
Помню, как
обомлел, все
видавший на
своем веку
художник и
режиссер
Соболев, когда
Забрин скромно
улыбаясь,
раскладывал
перед будущим
создателем
слайд- фильма
«Советский джаз»
свои «контрольки».
Вышедший в 1986
году фильм
большей частью
был построен на
материале
Александра
Забрина. В то
время Саша
считался
непревзойденным
хроникером
джазовой жизни
и, казалось, с
этим «клеймом»
ему и прожить
оставшуюся
жизнь.
Но время шло.
Джаз постепенно
и уверенно
занимал свое
место в
московской
культурном
круговороте.
Однако,
околоджазовая
жизнь
становилась все
более
коммерческой,
менялась
атмосфера
концертов,
фестивалей, и
Александру
Забрину это уже
было не
интересно. Он
спокойно пошел
дальше, меняя
темы, объекты
иногда манеры и
…всегда
оставаясь самим
собой.
Он стал снимать
новые серии.
Первые
фотографии не
всегда убеждали.
Казалось,
художник взялся
не за свое дело,
но, – цикл
разрастался,
набирая
внутреннюю
энергетику, и
это уже была
опять «забринская»,
абсолютно личная
работа. Режиссер
Соболев сказал о
нем как-то: «То,
что у Саши
обычно не
получается
сразу, что как
раз и говорит о
его
исключительной
талантливости.
Художник долго
ищет,
раскапывает
внутренность
темы, не
удовлетворяется,
в отличии от
многих
фотографов,
поверхностным
эффектом».
В 1996 году в
рамках
фотобиенале, в
галерее
«Московская
палитра» был
показан
незабываемый
Якутский и
Калязинский
циклы. Жаль, что
эти серии мало
кто видел,
выставка прошла
быстро и
незаметно.
Мне
посчастливилось
много раз
работать с
Забриным, а
иногда быть
свидетелем
рождения новых
фотографий или
даже циклов.
В 1966 году мы
снимали в
Царском селе мой
фильм
«Калигула». Я
испытал тогда
редкое чувство
полного слияния
с партнером. Это
было понимание с
полуслова.
Время от времени
Саша снимал
что-то свое,
иногда куда-то
уходил, а
недавно в
галерее Марины
Лошак мы увидели
замечательный
проект «Крыши и
парки»,
родившийся в
1996 году.
Умение выдержать
работу, не
довольствоваться
скороспелыми
эффектами,
работать над
проектами, если
нужно по
несколько лет, -
это еще одна
важная черта в
творчестве А.
Забрина.
Но в чем же
все-таки особая
сила его
творчества,
позволяющая
искушенному
зрителю,
выделить его из
ряда московских
фотографов?
Ответ мне дала
серия работ,
посвященная
художнику
Яковлеву. Мой
отец – Кирилл
Мамонов, живший
неподалеку от
психоневралогического
интерната №30,
где содержался
Яковлев, иногда
навещал его,
принося чай
сигареты и т.д.
Будучи человеком
остро и
непосредственно
реагирующим на
чужое страдание,
он нередко
рисовал в
палатах и
коридорах
интерната.
Как-то раз он
пригласил с
собою Александра
Забрина. Так
родилось
странное
сообщество трех
художников:
одного больного
и двух других,
добровольно
разделивших
страдание
царящее в доме
для
душевнобольных,
перешагнувших
границу,
отделяющих разум
от безумия.
Особая роль
здесь
принадлежала
Саше Забрину. В
своих начисто
лишенных
сентиментальности
и в тоже время
никогда не
впадающих в «чернушность»
фотографиях,
художник
предельно
обнажил
человеческое
страдание. Мало
того, он сумел с
нимсжиться, и
вот здесь, как
мне кажется,
раскрывается
секрет Забрина.
Он способен
отождествляться
со своим
объектом, стать
им. Наверное,
Забрин мог бы
сказать о себе
словами
знаменитого
Анатолия Зверева
: «Я живу – Я
искусство».
Далекий от
зверевского
эпатажа и
эксцентрики,
Александр, тем
не менее целен в
своем бытие и
творчестве. Он
не просто
продолжение
фотоаппарата,
как сказал о нем
кто-то, но и
аппарат , и
объект съемки, и
глаз фотографа.
Все сливается в
одно целое – все
это Александр
Забрин. Владимир
Чекасин - это
Александр Забрин,
Владимир Яковлев
- это Александр
Забрин, Забрин
это «крыши и
парки». Забрин –
это якутское
кладбище, Забрин
– это и лужа
после дождя на
асфальте. Взять
весь мир на
себя,
почувствовать
его
неразделимость и
себя как часть
мира, всего и
вся – вот высшее
достижение на
которое способен
художник. И,
бывает, идя по
улице, я начинаю
испытывать
чувство любви к
самым разным
объектам, потому
что за всеми
ними стоит мой
друг -
замечательный
фотограф и
человек
Александр Забрин.
Директор картинной
галереи МЕОЦ Юлия
Королькова.
|
|