ХАМФРИ БОГАРТ

Главный киномужчина США, Богарт родился в 1899 в респектабельной семье знаменитого хирурга и должен был бы стать врачом или адвокатом, но судьба распорядилась иначе, вернее он распорядился своей судьбой иначе, решив стать актером. Актерских данных никаких, невысокий, некрасивый, с едким чувством юмора, мрачноватым и неприветливым лицом, да еще и со шрамом на губе, полученным во время службы во флоте. Он долго и отчаянно и безуспешно пробивался к актерской профессии сначала в театре, потом в кино, но успех упорно его обходил стороной. Бывало и так, что  будущая знаменитость, великий Боги,  чтобы хоть что-то  заработать, вынужден был играть в бридж на деньги в сомнительных притонах. Когда ему, наконец, удалось заключить договор с «Уорнер бразерс» у него за плечами был не слишком удачный опыт игры в театре, но бывший великий немой заговорив, с удовольствием привечал театральных актеров с хорошими голосами. Богарт не был лощеным суперстаром и начал свое восхождение с гангстерских фильмов. Его герой человек с сомнительной репутацией и непонятным прошлым, на котором даже шикарные костюмы сидят как ворованные.  Знаменитая шляпа Богарта, скрывающая цепкий взгляд, руки-в-брюки и приблатненная сутулость выдавали человека не расстающегося с ножом и пистолетом. Феномен отрицательного обаяния в американском кино пошел именно с него. Его герои эхо великой депрессии и сухого закона, когда благополучная Америка узнала, что не  все на свете бывает хорошо. В то время появились на экране герои, видавшие затруднения посильнее сбежавшей невесты. Бандитские времена выводят на сцену немногословных героев с моралью, глубоко зашитой за подкладку пиджака.

Про Хамфри говорили, что в отличие от многих других актеров он мог казаться «крутым», даже не доставая пистолета, Боги  и в жизни походил на своего экранного героя:  холодно-насмешливый и едкий, он много пил и не вынимал сигарету изо рта.  Богарт ненавидел газетных обозревателей, питающихся сбором грязных сплетен, и презирал всякую рекламную шумиху, не позволял студии лезть в свои дела и терпеть не мог братьев Уоренов. Студийное руководство, естественно, платило ему , тем же и не спешило растить из талантливого строптивца звезду.  С 1932 по 1942  снялся во второстепенных ролях в 36 лентах, в гангстерских фильмах в которых он много раз бывал бит, ранен, брошен за решетку,  застрелен, повешен или посажен на электрический стул.  «Я кривил нижнюю губу, слова цедил сквозь зубы, шляпу надвигал на самые глаза, поднимал воротник пиджака и засовывал правую руку в карман, хватаясь за пистолет. В таком виде прятался за углом или карабкался по крышам до тех пор, пока мне не осточертело играть злодеев». Личная жизнь была под стать его карьере, 3 несчастливых брака с тремя неудачливыми актрисами. 

Но все-таки он вырвал удачу у привередливой фортуны, Он стал известным, когда ему уже стукнуло 42. На экраны вышел «Мальтийский сокол», где, наконец, он сыграл наконец сыщика, а не бандита.

Всемирная слава пришла к Боги в 43, когда состоялась премьера «Касабланки». Роль в этом фильме он получил по чистой случайности, когда все знаменитости отказались сниматься и прогадали.

8 номинаций на «Оскар» и три полученных статуэтки лучший режиссер, лучший фильм, лучший сценарий,. За свою первую романтическую роль Хамфри Богарт получил свою первую номинацию на Оскар.  «Касабланка», впоследствии была названа лучшим фильмом 1943 года, и с тех пор входит в любой список 10 лучших фильмов всех времен и народов. Снимался этот фильм с экстримом, сценарий был готов только наполовину, артистам выдавали странички диалога перед съемкой, героиня не знала кого из двоих героев она любит, а режиссер не представлял, чем все-таки закончится картина.  Конрад Вейдт, сыгравший роль германского майора Хайнриха Штрассера, был известен своей ненавистью к нацизму, а большинство актеров, сыгравших роли нацистов, были по национальности евреи, что добавляло картине нервный градус.  По счастливой случайности премьера фильма состоялась на День Благодарения, в ноябре  1942 года в Нью-Йорке, спустя три недели после того, как союзники высадились в Касабланке. Фильм был просто обречен на успех. Поистине судьбоносным фильмом стал для Богарта  и следущий фильм «Иметь или не иметь» ( 1945). Считается, что он снят по произведению Эрнеста Хемингуэя, но в сценарии от романа мало что осталось. Но сюжет война, фашисты, подпольщики, погони,  и 20-летняя ослепительная Лорен Бэколл и 45-летний  Богарт. Как только зрители увидели ставшую классической сцену из фильма «Иметь или не иметь», где Бэколл учит Богарта свистеть, говоря низким, завораживающим голосом «Не нужно ничего говорить и ничего делать. Совсем ничего, просто свистни! Ты умеешь свистеть? Это так просто - сложить губы трубочкой и свистнуть» все поняли, что, Боги пропал. После успеха «Иметь и не иметь» пару Богарт – Бэкол пригласили сниматься в следующем фильме. В то время каждый контракт «Уорнер бразерс», содержал в себе особый пункт о моральном поведении, но любовь, как известно  побеждает все. Боги разводится и молодожены соединяются в счастливом браке. Богарт дарит жене на свадьбу золотой свисток на котором было написано «Если тебе что-то понадобится, ты просто свисни». Бэколл оказалась такой женой, о которой Хамфри не мог и мечтать. Она любила его по-настоящему  и обладая здравым умом, решила забыть о собственной карьере и заняться домом, детьми и делами мужа, который в 1947 году начал зарабатывать 1 миллион долларов в год. «Богарт и Лорен Бэколл провели вместе двенадцать лет, родилось двое детей и эти годы были счастливейшим временем в жизни «крутого» Хамфри. Богарт стал настолько знаменитым, что мог себе позволить сменить амплуа сыграв добродушного пьяницу-лодочника в фильме Джона Хьюстона: «Африканская королева». Изумительный дуэт неухоженного, комичного, ранимого пьянчуги  Богарта  и зашнурованной, строгой старой девы Кэтрин Хепберн был изумителен, и весной 1952  Богарт, наконец, получит своего долгожданного Оскара за лучшую мужскую роль.  

Богарт нарасхват, много снимается, но в 1956 году ему поставили диагноз - рак пищевода. Он шутил и не верил, что конец близок. Хамфри так часто умирал на экране, что публика  и он сам стали считать, что на самом деле он, видимо, бессмертен.
В 1956 Богарт снялся в последнем фильме, а потом он лег на операционный стол.

 Богарт умер 14 января, 1957 в спальне своего дома в Холмби Хиллс в Голливуде.

Он стал из известным в 42, прожил всего 58 лет, но навсегда останется лучшим актером всех времен по версии американского Киноинститута, присудившего Богарту этот титул в 1999 году.

Одна из посетительниц сайта, посвященного Хамфри Богарту, сказала об актере так: «Кажется, будто он никогда не был молодым, кажется, будто он никогда не снимает шляпу, кажется, будто он несчастлив в любви, кажется, будто он не расстается со стаканом, но кажется, я без ума от него».

 Директор картинной галереи МЕОЦ Юлия Королькова.
(по материалам Интернет)

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz