МАРЛЕН ДИТРИХ

"Для женщины красота важнее ума, потому что мужчине легче смотреть, чем думать"

Мария Магдалена Дитрих фон Лош родилась в Берлине в 1901 году 27 декабря в состоятельной семье кадрового военного и получила великолепное воспитание, говорила на трех языках, музицировала и была весьма образованна. Обеспеченная и безоблачная жизнь была нарушена первой мировой войной, на которой погиб ее отец. Прелестной, похожей на белокурого ангелочка девушке пришлось думать о заработке. Берлин той поры. В 1920 г. Марлен поступила в театральную школу, а затем, взяв псевдоним Марлен Дитрих, начала сниматься в кино. Дитрих, в отличие от большинства хорошеньких женщин вовсе не считала себя прирожденной актрисой. Позже Марлен напишет, что, увидев себя впервые на экране подумает "Боже, я выгляжу как волосатая картофелина". Чтобы заработать на жизнь, будущая звезда позировала для рекламы в нижнем белье, пела в кабаре и играла маленькие роли в кино. Девиз трудолюбивой немецкой девушки Марлен звучал так - "Счастье в конце концов приходит к усердным" и счастье не замедлило явиться в лице голливудского режиссера Джозефа фон Штернберга, которого коллеги называли Леонардо да Винчи камеры. Как он разглядел во второразрядной актрисе будущую диву, остается загадкой. Когда режиссер предложил 29 летней Марлен главную роль певички кабаре в своем фильме "Голубой ангел" она честно призналась, что играть не умеет. Однако прозорливый фон Штернберг проявил настойчивость, и 1 апреля 1930 года после премьеры она становится звездой. Она подписывает контракт с американской кинокомпанией "Парамаунт" и отбывает в Голливуд, вместе с режиссером фон Штернбергом. Он становится ее Пигмалионом, "Я не открыл Дитрих. Я - учитель, взявший в обучение прекрасную женщину, заботливо представивший ее, и усиливший ее шарм. Я замаскировал ее недостатки, и в результате из пены вышла Афродита".

В своем следующем фильме "Марокко" режиссер поколдовал над ее внешностью и явил миру сказочную женщину: взметнулись вверх тонкие полукружья бровей, на плечи упала тщательно уложенная волна платиновых волос, а мерцающий блеск глаз и впалые щеки придали лицу выражение скорбного и загадочного удивления. В ее новом образе было что-то завораживающее. На смену невинному ангелочку появилась зрелая, холодная, умная, расчетливая и пленительная женщина.

Фон Штернберг снял Марлен в 6 картинах. И это были их лучшие фильмы. О ней заговорили, а Дитрих, с удовольствием дразнила общественное мнение щеголяя в мужском костюме, галстуке и шляпе, выступая на эстраде в немыслимом для того времени костюме состоящем из коротких шорт , высоких сапог и белого цилиндра. А чего стоило ее знаменитое "голое" платье, украшенное стразами, блестками, бисером и жемчугом. Нашитые на тончайшую ткань телесного цвета они создавали эффект тонущего в звездном сиянии обнаженного тела.

О новой звезде захлебываясь засплетничали таблоиды, смакуя личную жизнь актрисы. Но послушаем что говорит об этом сама Марлен,:

"Роли были разные, в основном не очень добродетельных женщин. Отдел рекламы студии преднамеренно отождествлял некоторые аспекты моих ролей с моей личной жизнью. В конце концов, это их дело - находить различные истории для газет и журналов, предназначенных для широкой публики. Жизнь, которую я вела в Голливуде, не давала никаких сенсационных материалов и приходилось выдумывать - "интересные, волнующие страницы моей личной жизни". То, что называют моим "мифом" или моей "легендой", возникло именно тогда. Много невероятного было опубликовано обо мне, и часто с одной лишь целью заработать деньги".

Но вот что известно о ней достоверно то это то, что в 1924 году вышла замуж за Рудольфа Сайбера, состояла в этом браке 50 лет и родила ему дочь Марию. Много лет спустя она содержала всю свою большую семью, дочь, зятя троих внуков, мужа, который к тому времени лишь только считался ее мужем, счастливо живя отдельно от семьи с другой женщиной.

Свои лучшие роли Дитрих сыграла в фильмах Штернберга. Их сотрудничество было необычайно плодотворным, оно продолжалось до 1935 года, когда из-за разногласий с руководством он был вынужден покинуть 'Парамаунт'. Немецкие газеты ликовали "Наши аплодисменты Марлен Дитрих, которая наконец-то уволила еврейского режиссера Йозефа фон Штернберга, всегда заставлявшего ее играть проституток и иных порочных женщин, но ни разу не предложившего ей роль, которая была бы достойна этой великой гражданки Третьего Рейха. Марлен следовало бы вернуться на родину и принять на себя руководство германской киноиндустрии, перестав быть инструментом в руках злоупотребляющих ее славой голливудских евреев". Марлен была в бешенстве, она отказывается от немецкого гражданства и в 1939 году принимает американское подданство. Когда журналисты спросили Марлен "На чем основывается ваш антифашизм?", она ответила кратко: "На чувстве приличия!".

Всей душой любя Германию, она восприняла войну как личную трагедию, испытывая жгучий стыд за свою Родину. Всю войну Марлен Дитрих, выступала с концертами для американских солдат. "Я чувствовала себя ответственной за войну, которую развязал Гитлер. Я хотела, чтобы она поскорее закончилась". Звезда Голливуда, получавшая тысячные гонорары оставила съемки и делила с солдатами все тяготы войны, выступая на грузовиках, танках, наскоро сколоченных подмостках от Африки до Германии Нацисты не уничтожили ее пластинки и ее Лили Марлен звучала по обе стороны фронта на немецком и английском.

Возле казармы, в свете фонаря
кружат попарно листья сентября,
Ах, как давно у этих стен
я сам стоял,
стоял и ждал
тебя, Лили Марлен,
тебя, Лили Марлен.

Если в окопах от страха не умру,
если русский снайпер мне не сделает дыру,
если я сам не сдамся в плен,
то будем вновь
крутить любовь
с тобой, Лили Марлен,
с тобой, Лили Марлен.

Есть ли что банальней смерти на войне
и сентиментальней встречи при луне,
есть ли что круглей твоих колен,
колен твоих,
Ich liebe dich,
моя Лили Марлен,
моя Лили Марлен.

За вклад в победу во Второй мировой войне Марлен Дитрих получила французские ордена 'Кавалер Почетного легиона' и 'Офицер Почетного легиона' и высшую награду Франции - орден Почетного легиона, и высшую награду США орден Свободы".

Послевоенные годы принесли Марлен немало разочарований - ее забыли и новые кумиры пришли на смену. Дитрих никогда не знала счет деньгам и вернувшись с войны она очутилась на мели. "Горькие послевоенные времена! Писала она. Целый год я боролась, чтобы меня вспомнили. Это был год, полный сомнений и страхов. Как же равнодушно относилась Америка своим гражданам, которые пришли с войны!".

Перешагнув пятидесятилетний рубеж, неотразимая Марлен начинает новую жизнь, - на эстраде. И добивается ошеломительного успеха.

Вот как описывает ее появление на эстраде один из зрителей: тусклый луч прожектора выхватил Марлен Дитрих, которая спокойно стояла па краю сцены. Зрители начали аплодировать. Секунду спустя она уже стояла на середине сцены, холодная и спокойная, в костюме, который весь светился золотом. Аплодисменты превратились в настоящую овацию. А она, маленькая и тонкая, стояла с гордо поднятой головой. Все смотрели на нее с нескрываемым восторгом. Но вот она начала петь непринужденная и раскованная и зал то замирал, то взрывался аплодисментами, зачарованный ее низким, хрипловатым голосом. Отработав концерт и попарив опухшие ноги в соленой воде, она выходила на поклоны, а потом, забравшись на крышу автомобиля, раздавала свои автографы.

29 сентября 1975 года во время концерта в Сиднее Марлен Дитрих, зацепившись в темноте за кабель, сломала ногу. Потерявшую сознание актрису отвезли в клинику. Продюсер вышел к публике и, извинившись, объявил об отмене концерта. Она начала прихрамывать, но продолжала сниматься в кино, второй перелом оборвал навсегда ее карьеру.

Она успокаивала врачей говоря " Я перенесла две мировых войны, стоит ли говорить о каких-то переломах". Марлен переезжает в Париж и живет затворницей почти в нищете. Ее трехкомнатную квартиру оплачивает муниципалитет Парижа. С миром теперь ее связывает только телефонная трубка. Она много читает, пишет и издает книги, страдает от одиночества, скучает, вспоминает и подводит итоги.

"Большую часть своей жизни я прожила с людьми блистательными. Они не похожи на людей порядочных, "комильфо". Они воодушевляют вас, возбуждают ваш мозг, они не терпят запретов... Они требуют подчинения и преданности... И я всегда была ужасно счастлива, когда могла им это дать; но больше всего я была счастлива потому, что оказалась среди избранных, среди тех, кто удостоился их внимания, на кого они обратили свое время и свои силы. Это одна из причин, почему я считаю, что жизнь моя удалась".

Умерла актриса внезапно 6 мая 1992 года , сразу после ухода врача, подтвердившего, что она здорова. Во Франции в этот день открывался Каннский кинофестиваль и весь Париж был обклеен афишами с ее фотографией, с которой смотрела, прощаясь со всеми, прекрасная женщина с грустным, холодным, немного отстраненным и загадочным лицом.

Директор картинной галереи МЕОЦ Юлия Королькова.
(по материалам Интернет)

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz