ОДРИ ХЭПБЕРН

В 2004 году косметическая кампания Эйван организовала выборы самой красивой женщины всех времен и народов. Жюри, в которое входили редакторы ведущих модных журналов, известные фотографы и дизайнеры был представлен список из 100 красавиц и три четверти голосов были отданы Одри Хэпберн.

К тому времени ее уже не было в живых много лет, но ее красота – необыкновенная, волшебная еще была жива в сердцах ее поклонников. Весь мир был уверен, что Одри как и ее героиня в Римских каникулах, настоящая принцесса – настолько благороден и изыскан был ее облик. И это было правдой. Со стороны матери Одри была голландкой. Узы родства связывали ее с длинной чередой аристократов – землевладельцев, армейских офицеров в высоких чинах, государственных служащих и придворных и царственных особ. Семейство ван Хеемстра возводило свой род к началу XVI столетия.

Одри Кэтлин Хепберн-Растон родилась 4 мая 1929 года в пригороде Брюсселя в семье голландской баронессы и ирландца Хепберна-Растона, чье происхождение окутано глубокой тайной. У баронессы это был второе замужество, у ее мужа, по крайней мере, не первое. И этот брак, заключенный по взаимной любви оказался кратким и очень несчастливым. У матери был очень сильный, властный и взрывной характер, а красавец ирландец не был образцом семейной добродетели. Бурные домашние сцены были обычным делом. Одри вспоминала, как маленькой девочкой она пряталась от страха под обеденным столом, едва заслышав звуки нарастающего урагана семейной ссоры.

Потом, став взрослой, Одри никогда, никогда, не при каких обстоятельствах и ни на кого не будет повышать голос.

Брак продлился недолго. Домашний, пусть призрачный мир, закончился через несколько лет. Отец собрал свои вещи и, ни сказав ни слова покинул жену, дочь и 2-х приемных сыновей.

Одри очень тяжело переживала разрыв родителей. Однажды она сказала, что никогда по-настоящему не верила в то, что любовь может быть долгой. «Даже выйдя замуж, я продолжала жить в постоянном страхе, что меня бросят».

Вторым страшным воспоминанием детства было начало второй мировой войны, которая началась для нее ранним утром 1936 года. Мать как всегда спокойная и сдержанная вошла к ней в комнату, отдернула шторы и сказала: «Вставай, началась война». Война застала их в Англии, но баронесса уверенная, что Германия никогда не нападет на нейтральную Голландию, перебирается в поместье отца в Ардеме. Война со всей жестокостью прошлась по семье Хепбернов; был расстрелян дядя и два его сына, угнан на работу в Германию брат, конфискован в пользу Германии их дом и семья лишилась не только дома, но и всех средств к существованию.

У баронессы был железный характер. Она, чтобы прокормить семью не гнушается никакой работы, ей даже удается отдать Одри в балетную школу. От постоянного недоедания у девочки начали опухать ноги, и занятия пришлось бросить. Если бы война не кончилась, она вряд ли вообще бы выжила: при росте 170 она весила 46 кг и объем талии был 50 см.

«У меня почти не было настоящей юности, очень немного друзей, и совсем мало радости в том смысле, в каком ее понимают подростки, и совершенно отсутствовало ощущение собственной безопасности. Удивительно ли то, что я стала таким замкнутым человеком?»

Преодолевая военные лишения Одри решила, что если когда-нибудь это закончится, то она никогда не будет ворчать и капризничать, и будет всегда и всем довольна».

После войны мать увозит Одри в Лондон, чтобы она могла продолжать занятия балетом. Но из-за высокого роста перспектива балетной карьеры была туманной и хорошенькая девушка начала, чтобы подработать, сниматься в кино и для модных журналов. Внутреннее достоинство, отличные манеры, великолепная балетная осанка, длинные ноги и прелестное, необычное лицо сделали ее идеальной моделью. Ее фотографии стали появляться на обложках модных журналов. О фильмах, в которых снималась дебютантка, можно судить по их названиям «Банда с Лавендер хилл», «Дикий овес», «Крошка из Монте-Карло». Кстати именно этот пустяшный фильм круто изменил ее судьбу. На съемочной площадке Одри заметила знаменитая французская романистка Колетт, искавшая актрису на главную роль для постановки мьюзикла по своей нашумевшей книге на Бродвее. Бывают, наверно, в жизни многих людей такие периоды, когда удача просто сама плывет в руки. Контракт заключили мгновенно и пригласили для репетиций в Нью-Йорк. В это же самое время другой знаменитый человек голливудский режиссер Уильям Уайлер искал в Европе молодую актрису на роль принцессы Анны в фильме «Римские каникулы». Ему попадался в руки журнал с фотографией Одри. Его помощники разыскивают девушку, делают кинопробы и пишут режиссеру: «девушка очень хороша собой, талантлива, очень умна и очень честолюбива». Пробы отсылают Уайлеру в Голливуд и тут же получают ответ: «Мы в восторге. Никто не возражает против того, чтобы подписать контракт немедленно», режиссер был уверен, что очень скоро весь мир влюбится в нее»... В конце октября 1951 года 22-летняя актриса с 2-мя выгодными контрактами в кармане, садится на океанский лайнер и отплывает в Нью-Йорк. После лишений послевоенной Европы она попадает в сказочное гастрономическое, американское изобилие и к тому времени, когда корабль причалил на Манхэтэне, она умудрилась прибавить в весе 8 килограмм. Когда режиссер увидел ее, он был в ужасе. Он заключил контракт с воздушным эльфом, а вместо этого получил упитанный пирожок.

Начались репетиции, спектакль имел успех и идет на Бродвее до конца сезона и выдержал 219 представлений.

А летом были назначены съемки «Римских каникул». Актерский талант Пэка и Одри сделали чудо. Успех фильма был ошеломляющим.

В фильме проявилось то особое сочетание, радостной открытости, энергии и юной свежести, присущее личности и манере исполнения Одри. Роль в "Римских каникулах" принесла ей успех и премию "Оскар" (1953) как лучшей актрисе. Ее облик совершенно не вписывался в тогдашние голливудские стандарты: она не была роскошной сексуальной дивой как Лиз Тэйлор или Мэрилин Монро, не подходила она и под американский тип непоседливой, проказливой девочки-подружки как Натали Вуд, она не принадлежала к числу ни «женщин с большой грудью», ни «девочек в носочках». Она шла с самого начала шла своим собственным путем и удивительно насколько экранный образ совпал с личными качествами актрисы.

«Я никогда не слышала от нее ни одного грубого слова, и не была свидетельницей того, чтобы она кого-то ругала на людях», она тактична, сдержана и мила. Она старалась не затруднять ничью работу, не устраивала скандалов. Хепберн была очень вежлива с журналистами называла репортеров «сэр», старалась, чтобы они не касались eё личной жизни. Интервью у Одри чем-то неуловимо напоминало аудиенцию у королевы, вспоминала одна из сотрудниц киногруппы.

Хрупкая, веселая, открытая радости девушка покорила навсегда сердца кинозрителей. За первую роль Хэпберн слету получает своего первого Оскара.

Голливуд ловит волну успеха и готовит второй фильм для начинающей звезды - "Сабрина". Ставить его должен другой знаменитый Голливудский режиссер, рафинированный европеец – Билли Уальдер. Актрисе, поскольку она была почти звездой, предложили варианты костюмов, но они ей понравились. Тогда студия предложила отправиться в Париж и самой накупить туалетов для фильма на свой вкус, разумеется, оплатив все расходы. А тут господа слушатели прошу быть повнимательней. Одри попала в ателье только начинавшего свою карьеру модельера Юбера де Живанши. Живанши вспоминал, что он ожидал прихода другой американской актрисы Кэтрин Хепберн, и его удивлению не было границ, когда в комнату вошла совсем другая, юная, тоненькая девушка в клетчатых брюках и белой футболке и соломенной шляпе. С первой же встречи они стали друзьями на всю жизнь. Одри обязана Живанши созданием своего экранного образа не меньше, чем режиссерам,у которых она снималась. Юберу было тогда 26 лет, Одри 24 , они оба происходили из аристократических семей, оба были прекрасно воспитаны, сдержаны, романтичны. Об их первой встрече Живанши позже писал: «Нежность в ее взгляде, ее изысканные манеры с первого же мгновения покорили меня». Его дружба, похожая на платоническое, рыцарское служение прекрасной даме продолжаласьдо конца жизни актрисы.. У Одри была фигура, как будто специально предназначенная для его моделей. Живанши создал для нее классический стиль неподвластный времени, туалеты Одри были удобными, вызывающими особое ощущение комфорта. Мастер часто повторял: «Женщина не просто носит платье; она живет в нем». После Сабрины он создавал костюмы для для многих ее фильмов. В 1954 году он сделал специальный манекен, в котором за 40 лет этого замечательного творческого союза ему не пришлось менять ничего.

Итак, за фильм Сабрина взялись три актера обладателя премии "Оскар" и оскароносный режиссер, и тертая-перетертая история знакомая история про Золушку превратилась очаровательный, полный юмора и блеска фильм. Критики приняли фильм восторженно, а академики номинировали картину в 6-ти позициях. Фильмография знаменитой актрисы не велика, но она снималась со всеми великими актерами того времени Хэмфри Боггарттом, Гари Купером, Питером о Тулом, Кэрри Грантом и была невероятно любима зрителями.

«Мое главное стремление состоит в том, чтобы сделать карьеру и не стать при этом карьеристкой, говорила она».

Самым знаменитым ее фильмом стал завтрак у Тиффани по пронзительному и грустному рассказу Трумена Капоте. Мне кажется это лучшая после «Римских каникул» роль. Вот, как описывал свою героиню писатель: «на девушке было узкое, легкое черное платье, черные сандалии и жемчужное ожерелье. При всей ее модной худобе от нее веяло здоровьем, мыльной и лимонной свежестью, и на щеках темнел деревенский румянец. Рот у нее был большой, нос - вздернутый. Глаза прятались за темными очками. Это было лицо уже не ребенка, но еще и не женщины. Я мог ей дать и шестнадцать и тридцать лет. Как потом оказалось, ей двух месяцев не хватало до девятнадцати».

В этом фильме, ранимость, одиночество, несчастное детство ипр. После этого фильма были другие и «Моя прекрасная леди» и «Шарада», и «Как украсть миллион», где Одри блистала красотой, талантом, чувством юмора, но, по-моему, ни один фильм не раскрыл так полно ее талант и ранимую детскую душу.

Я ничего не рассказала о личной жизни актрисы. У нее было три брака и двое детей. Первый брак был заключен с актером Мэлом Феррором, и закончился разводом. Трудно представить себе человека меньше всего подходившего в мужья. Трижды женатый и разведенный актер с угасающей карьерой. Как ни старалась Одри, ради сына, перенесшая в детстве трагедию развода родителей, брак с неуспешным актером для удачливой, талантливой актрисы обречен был на неудачу. Ревность и зависть к успеху непременная составляющая таких браков. Второй брак она заключила с итальянским красавцем психотерапевтом, который был на 10 лет ее моложе, влюбившийся в нее еще 14-летним мальчишкой в ее принцессу Анну. Он тоже закончился крахом. Она была слишком ранима, не уверена в себе, романтична, она искала защиты и покоя, быть может, это возможно, но у нее этого не получилось. Лишь с третьей попытки она обрела, хоть и краткое, счастье.

Однажды она была приглашена на благотворительный обед, где познакомилась с продюсером Робертом Уолдерсом. Они оба были голландцы, оба недавно потеряли близких, оба хотели покоя и они оказались идеальной парой. Удивительно, но желтая пресса была на редкость деликатна, рассказывая о романе двух уже немолодых людей. Она практически перестала сниматься, новые времена привели на экран других героев и поколение молодых режиссеров для которых культура старого Голливуда казалась замшелой, скучной и безнадежно устаревшей. По всему миру моду диктовали сердитые молодые люди они творили другое кино, для другого молодого зрителя.

Одри с мужем жили очень уединенно в своем поместье, изредка выбираясь на фестивали и концерты. В октябре 1987 года Хепберн пригласили участвовать в гала-концерте ЮНИСЕФ Черезвычайном фонде помощи детям при ООН. И с этого дня начинается новый этап в ее жизни – она становится послом гуманитарной миссии Юнисеф и всю свою жизнь подчиняет новому делу, получая за свою работу 1 доллар в год.

Ее первая поездка была в Эфиопию. Страдания голодающих детей, свидетелем которых она стала, потрясли ее. Она помнила лишения 2 мировой, но не могла понять, как могут в мирное время умирать от голода дети. Она, которая всячески уклонялась от интервью, теперь давала их чуть ли не круглый сутки. Пресс-конференции следовали одна за другой, у нее едва хватало времени на сон и еду.

5 лет постоянных разъездов Гватемала, Эфиопия, Гондурас, Сальвадор, Мексика, Вьетнам, Тайланд, Бангладеж. Одри тратила свои силы не жалея себя и свои гонорары в бесконечных разъездах по миру, добиваясь помощи голодающим детям. Друзья Одри и муж, пытались заставить ее больше отдыхать, но все было бесполезно, она словно чувствовала, что времени ей отведено немного.

В своем последнем фильме она сыграла ангела, сопровождавшего душу молодого пилота погибшего в аварии. В этом фильме 60-летняя Одри играла, в простом белом свитере и белых брюках, без грима не пытаясь скрыть морщинки вокруг глаз и рта. Она говорит герою: Ты прожил свою жизнь. Все что ты делал для себя, было пустой тратой времени и сил, убеждая пилота невидимым вернуться на землю, чтобы помогать людям». И все верили, что только таким может быть провожатый по таинственному миру, куда мы все попадем когда-нибудь. А сама не экранная Одри писала - Если тебе понадобится рука помощи, знай — она у тебя есть — твоя собственная. Когда ты станешь старше, ты поймешь, что у тебя две руки: одна, чтобы помогать себе, другая, чтобы помогать другим»,

Миссия в Сомали в сентябре 1992 г стала последней в ее жизни. У нее часто возникали спазмы в животе, но она и не думала прерывать поездку. Лишь в конце октября она обследуется, и диагноз неутешителен – рак.

Операция сначала обнадёжила, но через месяц стало ясно, что жить Одри осталось совсем немного.

Вечером 20 января 1993 года Одри ее не стало.

Ее отпевали в небольшой церкви, рядом с ее поместьем в Швейцарии. Гроб несли все, кого она любила оба сына, муж, брат, Андреа Дотти, Юбер Живанши и Мэл Феррер. Она буквально тонула в белых цветах, на ленте одного из венков была надпись – «Теперь у Господа появился еще один ангел».

Цифры говорят, что Одри умерла молодой. Чего цифры не говорят — это того, что Одри умерла бы молодой в любом возрасте», сказал о ней известный актёр Питер Устинов.

Сегодня, когда вы будете смотреть фильм «Завтрак у Тиффани», в котором снялась 32-летняя актриса, вы не сможете справится с ощущением что вам невыносимо жалко, тоненькую, хрупкую, юную, одинокую и трогательную героиню.

Директор картинной галереи МЕОЦ Юлия Королькова.
(по материалам Интернет)

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz