ДАСТИН ХОФФМАН

Дастин Хоффман родился 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе в бедной еврейской семье. Его предки эмигрировали из Киева в начале века и страх въевшийся в кожу, был, пожалуй, единственным багажом, который они вывезли из России. Он был младшим ребенком в семье. Природа наделила его далеко неактерской внешностью маленьким ростом и большим носом. В школе издевательствам одноклассников не было предела. "Для них я был не просто "карликом" или "коротышкой", - вспоминал Дастин, - я был для них "человеческим обрубком". « Мои родители были детьми эры экономической депрессии. Дастин вспоминал : «Они постоянно твердили: «Ты ничего не понимаешь», «Ты не знаешь цену доллару», «Ты даже не подозреваешь, что мы пережили». А Дастину хотелось быть сильным, независимым и свободным. Он вспоминал как в детстве долго не мог заснуть и оставаясь один в комнате, представлял, как будто он воин, борец, который получает удар и падает, но снова поднимается, чтобы в результате победить.

Несмотря на яростные протесты родителей, после школы он пошел учиться в театральную студию, где в течение всего курса ему все пытались объяснить, что он никогда и ни при каких обстоятельствах не попадет ни в кино и на сцену.

После окончания школы он десять лет он мыкался, жил впроголодь, стучался во все театральные двери, но они были наглухо были закрыты перед этим странным, некрасивым маленького проста носатым юношей..

Много лет подряд Хоффмана раз за разом отвергали режиссеры театра и кино. Он ждал и жаждал играть, жаждал сниматься, ночуя, где придется, работая официантом, санитаром в психушке, продавцом игрушек. Он старался не потерять веры в свой талант и надежды на то, что когда-нибудь, кто-нибудь его заметит и даст, хоть какую-нибудь роль и он станет знаменитым.

Наконец, в двадцать восемь лет сумел устроиться в один малоизвестный театр, и это была ставка больше чем жизнь. И он выиграл — за роль в спектакле он получил престижную театральную премию, которую разыгрывают между вне бродвейскими актерами.

А потом случилось так, что в 1967 кинорежиссер Майк Николс увидев его в постановке, пригласил на главную роль в фильме «Выпускник». В тридцать лет, когда большинство голливудских звезд находятся уже в зените славы, он только начинал, и ему взрослому мужчине предстояло сыграть юношу, которому только что исполнилось девятнадцать. Открывший актера режиссер и не предполагал, что этот застенчивый парень станет суперзвездой впоследствии, лауреатом двух Оскаров и одним из самых популярных американских актеров. Впервые придя на пробы, Хоффман так нервничал и был так напуган, что его приняли за уборщика и со страху, он начал тут же протирать стекла в кабинете продюсера.

На премьере фильма у Дастина от ужаса не переставая стучали зубы, но это звучал марш победителя: молодое поколение американцев признало его героя - робкого юношу, который вдруг осознает, что не хочет быть таким, как его родители и хочет идти своим путем.

«Выпускник» был номинирован в 6-ти номинациях и в том числе за лучшую мужскую роль.

После триумфа в "Выпускнике" Дастину звали на главные роли, им интересовались самые маститые режиссеры. Но он не спешил сниматься вновь, тщательно выбирая новую роль. Слишком долго он шел к славе, слишком долго он сидел без работы, чтобы позволить себе промахнуться.

И неожиданно для всех, он, отвергающий один сценарий за другим, соглашается на второстепенную роль в первом американском фильме англичанина Джона ШЛЕЗИНГЕРА «Полуночный ковбой». Его герой озлобленный, больной, грязный, мелкий воришка с неприятным, измученным лицом по прозвищу крыса. Но Дастина мало интересовал гламур и чужое мнение, убеждающее его, что эта роль смертельно опасна для его карьеры. Хофману было важно только то, что ему нравилась эта роль, дающая возможность развернуться его таланту. Он болел ею и так вжился в образ, что заходился перед камерой в туберкулезном кашле до рвоты. Чтобы правдоподобно хромать он насыпал себе в ботинки мелких камешков, стирая на съемках ноги до крови.

За роль в картине Полуночный ковбой он вновь выдвигается на Оскара, как и его партнер по фильму Джон Войт. Не получив награды, Хоффман пошутил: Все голоса поровну разделились между мной и Джоном Войтом, поэтому премию решили вручить третьему.

В 70-е предложения сыпались на него одно за другим. Быть может он был слишком разборчив, возможно он много упустил, но его карьера в семидесятые была просто исключительной: каждый фильм, в котором он снимался, становился заметным событием в кинематографе того времени.

Завершает 70-е фильм, стоящий немного особняком в его творчестве это фильм «Крамер против Крамера». Успех этой картины был оглушительным и собрал огромное количество «главных» призов, во всех справочных материалах о кино он числится как «классическая» мелодрама. Но не спешите думать, что это что-то несерьезное и легковесное. Мелодрама — ровесница кинематографа. Со времен Чарли Чаплина мы радуемся, негодуем, сострадаем и плачем над роковым стечением обстоятельств, в которые попадают герои. Девиз мелодрамы «любовь, побеждает все препятствия, даже самые трагические».

Фильм «Крамер против Крамера» рассказывает о необычной ситуации: из семьи уходит жена и мать, уходит, решившись найти себя и свое место в мире. И два человека — отец и сын — остаются один на один друг с другом и с жизнью, в которой один привык думать только о своих делах, а другой маленький впервые столкнулся с миром взрослых проблем и очень страдает. Сколько тонкости, сколько терпения, сколько умения услышать другого и смелости понадобится им, чтобы построить свой мир заново, уже вместе! Всегда есть тысяча причин опустить руки, отказаться от борьбы за то, что тебе дорого, и лишь любовь и сострадание поможет победить боль и одиночество.

За этот фильм Хоффман получил, наконец, Оскара а съемочная группа вздохнула с облегчением, потому что, наконец закончился этот кошмар под названием Дастин Хоффман. Актеры, которым выпала нелегкая участь играть с ним, говорят об этом с содроганием, он доводил всех до исступления. Мерил Стрип, свою партнершу он так замучил своими диктаторскими замашками, что та и спустя 30 лет наотрез отказывается с ним работать. Дастин влезал в каждую мелочь, комментарии были толще самой роли. Он учил на съемочной площадке всех - режиссера что надо снимать, оператора как снимать, сценариста как писать сценарий, актеров как играть. Он так вошел в роль покинутого мужа, что во время съемок жена, с которой он прожил 10 лет, не выдержала и подала на развод. Можно по разному относиться к актерскому натурализму Хоффмана. Великий Лоренс Оливье спросил Хоффмана, который играл бомжа, почему он приходит на съемки в таком затрапезном виде. Хоффман ответил, что он хочет проникнуться жизнью среди помоек. «А вы сыграть не пробовали?» заметил Лоуренс Оливье. У каждого творческого человека свой метод и победителей не судят. "Почему я должен кому-то уступать? Я и так отдал славе слишком много - времени, сил, здоровья. И потом место под солнцем должно принадлежать лучшим. А разве я не лучший?». Отвечал актер на все замечания съемочной группы.. «Некоторые коллеги меня называют крохобором и занудой, говорит Хоффман. Не понимаю, что тут плохого? Когда Стрейзанд делает фильм, она все перепроверяет тысячу раз, потому что понимает, что за неудачу спросят, прежде всего, с нее. Почему же я должен поступать иначе, если чуть ли не каждый фильм сам тащу на своих плечах, а потом, если бы вам предстояла серьезная операция, какого хирурга вы бы выбрали противного зануду или веселого рубаху парня?»

Хофман так долго шел к профессии и заработал славу наперекор всему, что лихорадочная страсть к работе вошла в кровь и плоть, она стала целью и смыслом жизни, и потому он так истово работает, и поэтому так бесится, когда кто-то относится к работе иначе.

Упрямство, которое помогло ему выжить и победить, заставляло его постоянно доказывать, что он лучший. И чем сложнее была роль, тем радостнее он за нее хватался.

Упрямство, которое помогло ему выжить и победить совершенно испортило его характер. На вопрос журналиста с кем вы дружите, актер ответил: «А кто со мной будет дружить?»

И все-таки Дастину повезло, после развода с первой женой, нашлась все-таки смелая женщина, которая рискнула связать свою жизнь с таким непростым человеком. Она юрист и далека от мира кино. У них шестеро своих детей и один приемный. \Вот что пишет актер о своей семейной жизни: «У нас очень сплоченная семья. Раньше, когда я отправлялся на съемки, со мной ехали все. В нашем доме нет демократии. Потому что с детьми невозможно выиграть спор. Они умнее взрослых. Когда ты говоришь им «нет», они спрашивают «почему?», и ты теряешься. Поэтому в нашей семье нельзя спрашивать «почему?». «Нет» значит «нет», это закон. Сейчас наш дом опустел. Об этом не написано книг, или я их просто не читал, но это ужасно странное чувство – видеть пустые спальни. Правда, дети постоянно звонят. С вопросами. Да, у нас появилось много свободного времени. Слава богу, у нас есть внуки. Это часть пирровой победы, потому что как только я почувствовал себя Мартином Лютером Кингом – «наконец-то свободен», – так нет, опять памперсы по всему дому. Игрушки. И так без конца. Хотя это лучше, чем жить в одиночестве.»

За роль в фильме «Крамер против Крамера» он удостоился, наконец «Оскара» и….. перестал на несколько лет сниматься. «Стать звездой, все равно, что умереть, - говорит он, - тебя мумифицируют и ты не можешь свободно двигаться».

Следущим фильмом после Крамера стала картина «Тутси» и вновь бешеный успех и новая номинация на Оскар. Здесь Хоффман превзошел сам себя: по сюжету безработный актер с несносным характером переодевается в женщину, чтобы устроиться на телевидении. В наш век, когда женщины стараются ни в чем не уступать мужчинам, Хофман изобразил свой мужской идеал женщины, пользуясь набором чисто женских, кокетливо-зазывных жестов и ухваток. До сих пор этот фильм остается любимым детищем Дастина и по его мнению самым автобиографичным.

Он долго готовился к этой роли, пытаясь понять, что же волнует женщин, начал даже читать любовные романы, от которых поначалу впадал в ступор, совершенно не понимая от чего же так страдают и чего хотят героини.

Вот отрывок из интервью с актером, опубликованного после премьеры:

««Меня иногда называют крохобором из-за педантичного внимания к мелочам. Женщины, которые работали с нами над картиной, говорили мне, никто из нас не ведет себя таким образом!» И давали советы, как и что надо делать. К счастью, я их не слушал. Вот и получалось - дама делает мне замечание: «Таким жестом поправлять- волосы нельзя», а минуту спустя сама повторяет мой жест.

- А как к «Тутси» отнеслись ваши родные?

- Фильм им понравился. Правда, моя дочь Дженна сказала, что в жизни мне навряд ли удалось бы обмануть кого-нибудь таким маскарадом. Тогда мы договорились, что я появлюсь в школе, представившись ее тетей. Задача была не из легких: учителя Дженны не раз видели и меня и «Тутси». Но мне удалось их одурачить.

Особенно мне понравились слова директрисы: «Вы совсем не похожи на своего брата. Теперь, моя милая, я знаю, с кого он срисовал свою Дороти». Так-то! И всем мужчинам советую: «Не спорьте с женщинами!» Их надо убеждать только фактами, но делать это ненавязчиво.

И если в "Крамер против Крамера" актер доказал, что мужчина может быть лучшей матерью, чем женщина, то в "Тутси" убедил, что мужчина может быть лучшей женщиной, чем сама женщина.

Актер был вновь номинирован на Оскар, но премия досталась другому. . Хофман шутил, что ему не дали за эту роль «Оскара» лишь только потому, что возник вопрос: в какой категории выдвигать Хоффмана - как "лучшего актера" или как "лучшую актрису"?

В 1988 году последовал новый триумф и вторая премия Оскар за главную роль в фильме «Человек дождя» за роль персонажа больного аустизмом в фильме «Человек дождя» В Голливуде ходила злая шутка, что впервые золотая статуэтка выше ростом, чем ее обладатель. Уникальная актерская работа Хоффмана в этой картине стала возможна благодаря все той же изматывающей подготовке к съемке, общению с психиаторами, больными аутизмом, чтению толстых медицинские журналы журналов и книг.

Работа над фильмом шла трудно, менялись продюсеры и режиссеры, а главное не было уверенности, что картина будет пользоваться успехом. «Мы были с режиссером в такой депрессии, что даже не хотели доделывать фильм", - вспоминал Хоффман. В результате режиссер получил своего Оскара за лучший фильм, а , Хоффман получил второго "Оскара" за лучшую мужскую роль.

Хоффман снялся после «Человека дождя» во многих фильмах был успех и были неудачи. Сейчас актеру 72 года и Хоффман вспоминает что были времена, когда он был готов на самоубийство ради новой роли, Теперь, на пороге своего 72-летия, день рождения Хоффмана 8 августа, он считает, что в жизни должны доминировать другие ценности. «Вполне вероятно, что я уже миновал пик своей актерской карьеры. Конечно, мне бы хотелось думать, что это не так, но давайте взглянем правде в глаза: большинство актеров совершают свои самые выдающиеся достижения в возрасте до 35 лет. Это звучит страшновато, но меня это не пугает. Когда актер умирает, в некрологах пишут: "такой-то и такой-то, снялся в таких-то фильмах". И это все, что после него остается. Я говорю себе: "Не попади в эту ловушку. Нет ничего важнее семьи и близких тебе людей" говорит Дастин Хоффман.

Директор картинной галереи МЕОЦ Юлия Королькова.
(по материалам Интернет)

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz