КИНО
ДЛЯ ВСЕХ
Кто-то назвал
Голливуд
символом
Америки, но
парадокс в том,
что создали и
вынянчили его
выходцы из нищих
еврейских
местечек
Восточной
Европы. Эти
вечно гонимые,
униженные
философы и
мечтатели
создали в
благословенной
Калифорнии свой
«город солнца».
Их усилиями и
волей
обшарпанные
кинозальчики
начала века
превращались в
настоящие
дворцы,
киностудии
вырастали в
империи и
населялись
необыкновенными,
прекрасными,
загадочными
женщинами и
сильными,
благородными
смелыми
мужчинами.
Правда эти
дворцы и наряды
не исчезали в
полночь, а,
наоборот все
новые и новые
блистательные
звезды
зажигались
каждый год на
Голливудском
небосклоне. У
многих в те
времена была на
устах едкая
фраза Скотта
Фицджеральда:
"Голливуд - это
праздник для
евреев и
трагедия для
всех остальных".
Однако правды в
этой остроумной
фразе не много.
Уж кому, кому, а
голливудским
евреям
доставалось и от
правых и от
левых. От правых
за подрыв
"подрыв
традиционных
американских
ценностей и
стоящих на их
защите структур
власти", а от
левых за их
недостаточный
подрыв. Но и те
и другие,
родившиеся в
благословенной
Америке и с
детства
впитавшие ее
ценности,
молодую жажду
действия и
успеха, не
представляли,
как этим нищим
беглецам из
еврейских
местечек
хотелось быть,
слыть и стать
настоящими
американцами.
Они жаждали
заново создать
себя на новом
месте, забыв о
погромах, о
черте оседлости.
Они обожествляли
Америку, мечтая
о ней, и такой
она предстала на
экране.
Их
происхождение,
их детские годы
удивительно
похожи: нищета,
эмиграция и
яростное желание
пробиться и
добиться успеха
и всего, что с
этим связано –
богатства,
уважения и
возможность дать
детям хорошее и
власти.
Старейший из
голливудских
первопроходцев,
Карл Леммле,
родился в 1867
году в Лауфейме,
маленькой
деревушке на
юго-западе
Германии. Его
горячо любимая
мать умерла,
когда ему едва
исполнилось
тринадцать лет,
и он убедил
отца,
промышлявшего
торговлей
земельными
участками,
разрешить ему
отправиться в
Америку на
поиски счастья.
Позднее он
станет
основателем "Юниверсл
пикчерз".
Адольф Цукор
родился в
маленькой
венгерской
деревушке. Отец
умер, когда
Адольф был еще
младенцем, мать
- несколькими
годами позже,
мальчика отдали
на воспитание
дяде. Одинокий,
независимый,
лишенный любви,
Цукор, подобно
вымолил у
опекуна
разрешение
уехать в Америку
и начать новую
жизнь. Потом он
создаст "Парамаунт
пикчерз".
Уильям Фокс тоже
был родом из
Венгрии: его
семья
эмигрировала в
Штаты в начале
века. Отец был
неудачником и
Фоксу пришлось с
раннего детства
работать: он
продавал содовую
воду, сэндвичи,
ваксу. Опыт
"коммерсанта"
пригодится ему
при создании
"Фокс филм
корпорейшн".
Луис Б.Майер
говорил, что
забыл, где и
когда он
родился. Правда,
он точно знал,
что произошло
это в России.
(Впоследствии он
просил считать
днем своего
рождения
символическое
для каждого
американца число
- 4 июля. Его
отец был
старьевщиком.
Подростком Луис
уехал в Бостон.
Он, конечно же,
станет главой
величайшей
студии "Метро-Голдвин-Майер".
Бенджамин Уорнер
оставил жену,
сына и маленькую
дочь в Польше и
вслед за
родственниками
устремился в
Америку. Два
года проработав
в Балтиморе
сапожником, он
сумел скопить
достаточно
денег, чтобы
привезти семью.
Годами он
колесил по
Америке, торгуя
чем придется.
Его сыновья
Гарри, Сэм,
Алберт и Джек
создали "Уорнер
бразерс".
Будущие хозяева
жизни, «великие
моголы», выросли
в нищите их
семьи постоянно
кочевали по
Америке в
поисках работы.
У всех, отцы
постоянно меняли
работу, семьи
бес конца
переезжали с
места на место и
выросшие
сыновья, с
обожанием
вспоминают
матерей, и
красноречиво
молчат или с
неприязнью
говорят о своих
неудачниках
отцах.
Страстная мечта
выбиться в люди
и избежать
судьбы своих
неудачливых
отцов, толкало
сыновей,
отряхнув прах
Родины со своих
ног, перебраться
в Америку.
Желание избежать
их незавидную
судьбу отцов
стало главной
задачей сыновей
их вела мечта не
сколько о
богатстве,
сколько о том,
чтобы их
уважали, чтобы
их принимали за
своего, чтобы
никто и никогда
не смог бы
ткнуть в него
пальцем, и
попросить
убраться. Но
стать своими
этим
полуграмотным,
неотесанным,
талантливым и
напористым
пришельцам в
сложившихся
структурах
аристократии и
бизнеса было
практически
невозможно. И
они обратили
внимание на
кинематограф,
который в начале
века считался
чем-то не совсем
приличным. Там
не существовало
никаких
барьеров, и
открыть
кинотеатр мог
любой, у кого в
кармане
находилось
четыре сотни
долларов. Они
почувствовали
огромные
возможности
кинематографа,
на созданных ими
студиях они
могли строить
свою новую,
собственную
страну, свою
собственную
империю, и самих
себя - по образу
и подобию
процветающих
американцев. Они
создали свои
ценности и мифы,
традиции великой
державы, где
отцы всегда
сильные, семьи -
прочные, люди
славные,
надежные и
порядочные,
женщины
прекрасные и
верные. А
знаменитый
голливудский
хеппи-энд,
завершающий даже
трагедии, не что
иное как
страстное
желание
слушающих
страшную сказку
детей, чтобы мир
стал добрее,
справедливее и
чтобы беда и
смерть пролетела
мимо. Голливуд
стал неведомой
Новой Землей и
настоящей
фабрикой грез.
А ведь если
что-то очень,
очень, очень
захотеть, то
мечта наверняка
сбудется.
Наивно? Быть
может, но как
этой наивной
веры в то, что
мир добр и
справедлив, в
то, что зло
должно быть
побеждено, в то
что терпение и
труд все
перетрут, что
невесты
обязательно
дождутся своих
женихов, а
благородные
ковбои
обязательно
выскочат из-за
угла и помогут
нам, так сейчас
не хватает.
Так может быть
стоит достать с
полки эти старые
фильмы и
смотреть,
наслаждаясь тем,
что мир задуман
вовсе не плохо.
Директор картинной
галереи МЕОЦ Юлия
Королькова.
(по
материалам Интернет)
|
|