ИВ МОНТАН

НЕПОДРАЖАЕМЫЙ И НЕПРЕВЗОЙДЁННЫЙ

Иво Монта: иво - поднимайся. По-французски - растущий.

Он был мужественным, красивым, обаятельным, талантливым, везучим, неподражаемым и ироничным. Он говорил: «Не люблю, когда меня называют выдающимся актером. Я скорее бы назвал себя счастливчиком. Я бы назвал себя человеком, которому удалось не просто тратить время впустую, но повстречать выдающихся людей, повлиявших на его жизнь.. Быть стопроцентным оптимистом – глупо. Нужно лишь верить в возможность избежать вселенской трагедии…. Оптимизм надо завоевывать путем познания всей жизненной сложности».

Бывший грузчик, бывший парикмахер, бывший шофер, бывший мальчишка, копивший деньги, чтобы лишний раз попасть в кинотеатр. История Ива Монтана одновременно типична и неожиданна. Сколько таких судеб, когда паренек из простой семьи становится

Настоящее его имя Иво Леви, он родился в семье бедных итальянских евреев. Отец Иво был членом социалистической, а затем — коммунистической партии Италии. После прихода к власти фашистов во главе с Муссолини семья Ливи была вынуждена в 1924 переселиться во Францию. Иво не окончил школу, в 11 лет мальчик начал работать. В Марселе Ливи жили бедно. Джованни открыл мастерскую по изготовлению метелок, но к 1932 году прогорел. Жили на деньги Лидии, дочери, которая открыла парикмахерскую. Старший брат Иво, Джуллиано, был гарсоном кафе. Отец надеялся, что хоть Иво закончит школу. Но денег не было и в 11 лет худой, как палка, высоченный Иво пошел трудиться на завод. Через три года он стал поющим парикмахером в салоне сестры Лидии. Он даже получил диплом парикмахера, так что, если бы артистическая карьера его не удалось бы, он не пропал бы: итальянские парикмахеры до сих пор в моде во Франции…

Он бредил кино, особенно американским и экономил каждую копейку, чтобы чтобы купить самый дешевый билет, и таким образом пересмотрел почти всю классику Голливуда. В семнадцать лет Иво Леви впервые вышел на сцену под псевдонимом Ив Монтан. «Ива, монта» («Иво, домой!»),— так мать звала его домой в детстве. По-французски «монтан» означает «поднимающийся», «восходящий»). Родители Ива, весьма далекие от искусства люди, на первых порах настороженно отнеслись к занятию сына, однако 50 франков в неделю оказались весьма убедительным аргументом для продолжения его певческой карьеры. В конце 1938 Иво впервые исполнил песни в кинотеатре перед началом сеанса. После вступления Франции в войну с фашистской Германией, Благодаря псевдониму Монтан и тому, что в списках фамилия Ливи не числилась в списке еврейских он избежал депортации в концлагерь. Весной 1941 Монтан выходит на сцену, и его популярность начинает быстро расти. Как говорил один поэт, «Я еду в Лондон, а остальное доделают женщины».

Первой женщиной была Пиаф. х свел случай. У Пиаф заболел певец из разогрева и ей рекомендовали начинающего худющего, нескладного выского обаятельного парня. День встречи навсегда остался в их памяти. Худого, длиннющего «пижона» . ростом 187 сантиметров и весом 82 килограмма представили Пиаф, уже известной и обожаемой публикой. «Я изведал особенно жестокий страх, - признавался позже Ив. - Как ни уговаривал я себя, но эта тщедушная зрительница, внимательная и бесстрастная, производила на меня большее впечатление, чем триста человек, шумных и нетерпеливых. Чтобы взять себя в руки, мне понадобилась вся мужская гордость: не мог же я спасовать перед женщиной...»

«Когда он запел, - вспоминала Эдит Пиаф, - я сразу попала под его обаяние. Самобытная личность артиста, впечатление силы и мужественности, красивые артистичные руки, интересное выразительное лицо, проникновенный голос...»

Эдит Пиаф вдохнула в него частицу своего божественного таланта. Она научила Ива Монтана той красоте пения, которая сделала его великим.

Эдит Пиаф научила его всему, именно она помогла создать сценический образ, он полностью переработал и расширил свой репертуар и перед публикой предстал гораздо более сдержанный и зрелый исполнитель. Его артистическая манера исполнения постепенно приобретала большую выразительность. Они стали выступать вместе. Два года длился их роман, но сцена диктует свои законы, Монтан стал затмевать великую певицу и сначала они не устраивали совместных концертов, а потом расстались. На прощание Пиаф сделала еще один подарок своему протеже, открыв перед ним двери кинематографа, в который он так стремился. Она познакомила его с режиссером и он снялся в фильме Врата ночи со знаменитой песней «сенние листья»

Второй женщиной , связавшей навсегда свою судьбу с певцом стала Симона Синьоре, актриса, Ив впервые встретился с Симоной Синьоре 19 августа 1949 года под синим небом Прованса. Им обоим было тогда по 28 лет. 1951 году выходит замуж за Ива Монтана, с которым она и проживет долгую жизнь вплоть до своей смерти в 1985 году. Монтана и Синьоре называли "легендарной" парой французского артистического мира .Полноценным дебютом Монтана в кино стала главная роль в фильме Марселя Карне по сценарию Жака Превера «Врата ночи» (1946).

Ив Монтан писал: «Нас представили друг другу в а уже на следующий день мы обедали вместе. За десертом, взяв ее за руку, я прошептал: «Какие у вас тонкие запястья!» - и с тех пор мы не расставались».

«Мама была поклонницей Монтана. Их связывала страсть, которая никому другому не оставляла места... Я не встречала человека более талантливого, чем Монтан. К тому же он безумно много работал. Мама же, которая вышла из буржуазной среды, была хорошо образованна и стремилась всем поделиться с Монтаном. А он был одержим стремлением добиться успеха. Не будь Эдит Пиаф или Симоны Синьоре, он все равно стал бы Монтаном...»

Несколько первых лет совместной жизни Синьоре предпочла провести рядом с мужем, отказываясь от заманчивых предложений.

С 1951 Монтан начинает регулярно выступать в «Этуаль» с большими сольными программами. В это время певец устанавливает абсолютный рекорд Франции: более двухсот представлений подряд, продано более 200 тыс. билетов, сбор от концертов составил 118 млн. франков. Фирма «Одеон» выпустила золотой диск «Осенние листья». А с фильма Клузо «Плата за страх» (1952), который получил гран-при Каннского фестиваля, Монтан обретает долгожданный успех в кинематографе.

В 1950-е гг. Монтан начинает интересоваться политикой, подписывает обращение о запрещении ядерного оружия, участвует в других акциях в защиту мира и по семейной традиции симпатизирует коммунистам. В разгар Венгерских событий 1956 певец принимает непростое решение ехать с ранее намеченными гастролями в СССР и другие социалистические страны. Французская общественность резко отрицательно отнеслась к этому визиту, а в СССР он был воспринят как проявление политической солидарности. Певца встречают с большой помпой и приглашают на банкет с высшим советским руководством, где Монтан получил возможность пообщаться лично с тогдашним главой Советского Союза Н. С. Хрущевым.

В то же время концертные залы ломятся от натиска тысяч желающих увидеть и услышать французского шансонье, у билетных касс выстраиваются огромные очереди, составляются списки с астрономическим порядковыми номерами. После празднования Нового года в Кремле, Монтан выступил в Ленинграде и Киеве, а затем посетил Польшу, Восточную Германию, Чехословакию, Румынию, Болгарию, Югославию и Венгрию. Везде его концерты проходили с аншлагом и сопровождались небывалым ажиотажем. Несмотря на восторженный прием, Монтану удалось увидеть своими глазами, что представляет собой социализм, и узнать многие вещи, о которых он и понятия не имел в Париже. Постепенно началось достаточно болезненное расставание артиста с коммунистическими иллюзиями.

Американцы долго отказывались выдавать въездные визы Монтану и его жене вследствие их «левых» взглядов, однако в 1959 певец все же смог провести гастроли в США, которые обернулись оглушительным успехом. Стиль монтановских песен-историй, нуждающийся мимике и движении, был совершенно непривычен для американцев и настолько оригинален, что они окрестили его «стилем Монтана». Газеты писали о «почти животном магнетизме» певца и называли его новым секс-символом, что было весьма непривычно для Монтана. После успешных гастролей по США артисту предложили главную мужскую роль в музыкальной комедии «Займемся любовью» (1960), где его партнершей стала Мэрилин Монро. Причем предложение было сделано по просьбе самой Монро. По ее же инициативе партнерские отношения скоро переросли в бурный роман, оказавшийся достоянием прессы и чуть было не ставший причиной распада союза Ива и Симоны. Однако Монтан нашел в себе силы расстаться с американской кино-дивой, а Симона нашла в себе силы простить мужа.

В последующие годы Монтан продолжает сниматься в кино и выступать с концертами, став самым популярным французским певцом 1960-х гг. Несмотря на то, что во Франции начинается расти интерес к твисту и рок-н-роллу, он остается верен выбранной музыкальной стилистике. В 1963 певец вместе с женой во второй раз посещают Москву, на сей раз в качестве гостей Московского международного кинофестиваля. После подавления восстания в Чехословакии в 1968 артист окончательно разочаровывается в коммунистических идеалах и открыто сообщает об этом общественности.

С конца 1960-х гг. Монтан с головой уходит в кинематограф, появляясь на музыкальной сцене лишь эпизодически. Работы актера зачастую приобретают ярко выраженный антитоталитарный оттенок, а его имидж все более политизируется. Начиная с 1964 имя Монтана не сходит с афиш кинотеатров, он снимается у самых знаменитых режиссеров и играет с самыми привлекательными актрисами. На склоне лет артист настолько стал политически активен, что его начали рассматривать как одного из кандидатов на пост президента Франции. Перед глазами у всех был свежий пример с Рональдом Рейганом. Монтан на это отреагировал так: «Из Рейгана получился хороший президент, но он был плохим актером. Это не мой случай». Тем не менее, согласно опросам, треть французских избирателей была готова доверить Иву Монтану президентский пост.

Иди домой, поднимайся, Иво! — Ivo, Monta! Ivo, Monta — отсюда и получилось — Ив Монтан…

Отношение Ива Монтана к компартии и к кремлевскому режиму стало меняться лишь после пражских событий 1968-го года, особенно после того, как он сыграл главную роль (Артура Лондона) в фильме Коста Гавраса «Признание». Но по-настоящему он распрощался с компартией только после смерти отца.

Ив Монтан: — Остаться верным, что это значит? Если на этом нужно поставить точку и сказать «аминь», то я не из «верных»… Но если вы меня спросите, остался ли я верным этим щедрым идеям, я отвечу — да, я сохраняю им верность! В этом смысле я не изменился. Это то, во что мы верили. Хоть и с определенной наивностью. Но я, не только я. А эти «щедрые» идеи, поднявшие миллионы человек, как теперь стало ясно, не такие уж и простые. И я не могу лишь по тому, что сердце мое сохраняет верность идеям, быть обязанным сохранять преданность какой-то партии, ее политическому аппарату. Потому что людям свойственно ошибаться!

Успех Монтана-певца был планетарным. Его обожали и в Берлине, и в Токио, и в Москве, и в Нью-Йорке. Успех Монтана-актера постепенно достиг почти тех же высот. После его бродвейского триумфа, его пригласили сниматься в Голливуд. Семья Ливи можно сказать наконец-то иммигрировала в США. Не без потерь. Жертвой стала Симона Синьоре. Монтан, снимавшийся в фильме вместе с Мерлин Монро и по сценарию бывший ее любовником, стал им и в жизни.

Вопрос Иву Монтану: — Заставили ли вы страдать Симону Синьоре?

Ив Монтан: — Да, чрезмерно… И мне не хотелось бы об этом говорить… Она повела себя в этой ситуации великодушно. Но у меня все же были, скажем, смягчающие обстоятельства. Если бы я мог избежать случившегося, я бы это сделал. Но я не смог. Да и, честно говоря, я себя спрашиваю: нормальный мужчина смог бы он удержаться от соблазна, находясь в течении трех месяцев в объятиях мадмуазель Мерлин Монро? Я в это не верю…

Как написала дочь Симоны Синьоре в своих мемуарах: «Мать провела последние годы своей жизни в компании Johnny Walker’a». Есть такой сорт виски.

Монтан выступал и снимался до последних своих дней. Он поддержал движение «Солидарность» в Польше, он выступил против Национального Фронта Жана-Мари Ле Пена во Франции. Он сыграл в лучшем, наверное, из всех своих фильмов «Манон источников» Клода Берри. У него родился сын, Валентин, в 88-м году. До этого у Монтана не было детей.

Счастливые дни--- удивительный товар.Они ровно ничего не весят.Они держатся на поверхности памяти.Они бессмертны.Печально только то, что их не так уж много,хотя,вообще говоря, достаточно нескольких очень напряженных мгновений,чтобы сделать из заурядного серенького дня незабываемый день. Счастливые дни для каждого нечто вроде великолепного флота, который под праздничными вымпелами плавает по спокойному морю.На эти корабли приходится смотреть в бинокль, потому что они все время удаляются, не изчезая,однако, из поля зрения. Смотришь и невольно восхищаешься.» Какой это был великолепный день! Я был в тот день так счастлив! Я мог держать пари на что угодно, что он никогда не кончится! Казалось, огромный, как вселенная, он будет длиться вечно, и я без конца его буду исследовать, как путешественник новую землю…»И вдруг---хоп!---счастливые дни оказываются кораблями, которые всегда отплывают без нас и которые с помощью бинокля рассматриваешь во всех подробностях, когда они уже далеко. Мы, как адмиралы этих мирных флотилий, следим с берега за своими кораблями, которые делаются все меньше и меньше и в конце концов превращаются в крохотные точки, едва различимые на натянутой струне горизонта…

Директор картинной галереи МЕОЦ Юлия Королькова.
(по материалам Интернет)

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz