ПОЛ НЬЮМАН

Сегодня наш рассказ пойдет об одном из самых красивых мужчин Голливуда - актере Поле Ньюмане. Он был настолько хорош собой, обаятелен и фотогеничен, что ему просто на роду было написано стать киноактером. Пол родился в 1925 году в еврейской семье, отец был хозяином магазина спортивных товаров, мать домашняя хозяйка.

После окончания школы Ньюман записался в ВМС, на программу подготовки пилотов, однако врачи определили у новобранца цветовую слепоту, дальтонизм, и в результате призванный летом 1943 года Пол Ньюман всю войну прослужил на Тихом океане радистом на торпедоносце. После демобилизации Ньюман поступает в колледж, но оттуда его исключают за пьяную драку в баре. Пол пробует себя на театральной сцене, но и театр пришлось бросить, чтобы после смерти отца помогать матери в магазине. Пола хватило не на долго,

«В детстве я не очень-то хорошо учился, – вспоминает актер. – Со спортом тоже не получалось, а я жаждал побеждать» и он вновь пробует свои силы в театре. Пол Ньюмен поступает в сначала в Йельскую драматическую школу, а затем продолжает учебу в знаменитой Актерской студии Ли Страсберга в Нью-Йорке.

"Пока я не приехал в Нью-Йорк, - вспоминал Пол, - я и понятия не имел о том, что же такое актерская игра. Абсолютно. Ни малейшего. И мне очень, очень повезло"

О Ли Страсберге нужно рассказать по-подробнее. Это имя вы слышали в моих рассказах о Голливуде не раз и еще не раз услышите. Знаменитый театральный режиссер и педагог 9-летним мальчиком приехал в Америку с родителями из украинского еврейского местечка. Изя с детства грезил о сцене, но в то время на экранах и в театре царствовали исключительно красавицы и красавцы. Конечно, неказистые, малорослые, но талантливые, как Фред Астер, например, пробивались иногда в актеры, но ведь каждое исключение только подтверждает правило. Казалось, что у щуплого, носатого, тщедушного еврейского юноши не было никаких шансов добиться успеха в шоу-бизнесе. Но в его груди негасимым пламенем горело страстное, желание стать актером.

Не дают ролей, ну что ж, тогда я открою свой театр, наверно так, думал Изя Ли Страсберг, когда создавал свою судию и актерскую школу, куда принимал всех, не зависимо от их внешности, роста и цвета кожи. Критерий был только один – талант. Страсберг был первым педагогом в Америке перенесший систему Станиславского на американскую землю. Многие голливудские звезды обязаны своей карьерой именно этому поистине великому педагогу. Без него никогда бы не пробились на экран не блещущие красотой Аль Пачино, Дастин Хофман, Джек Николсон и Роберт де Ниро и темнокожий актер Сидни Пуатье. Одни приходили к Страсбергу совсем молодыми и неопытными, другие , уже достигнув известности, а третьи изучали актерское мастерство в школах, открытых его учениками. В Голливуде Страсберга называли воспитателем гениев. Генри Фонда, Монтгомери Клифт, Мерилин Монро, Марлон Брандо, Элизабет Тейлор, Ричард Бартон, Джеймс Дин, Пол Ньюман и многие другие великие актеры прошли через его руки. Ли Страсберг служил Искусству так же истово, как древние святые - Богу", - много лет спустя скажет одна из его учениц. Страсберг помогал своим ученикам стать самостоятельными, мыслящими и творческой людьми.

Но все-таки вернемся к нашему герою, закончив школу Страсберга, Пол Ньюман, отправился покорять Голливуд и, естественно, что такой ослепительный красавец не мог остаться незамеченным. Актер дебютировал в кино в исторической драме "Серебряная чаша» из древнеримской мыльной жизни. Ньюмен после просмотра ленты был охвачен таким ужасом и так травмирован, что дал объявление в газету с извинениями за свою чудовищно плохую игру.

Первая номинация на Оскар и настоящая слава к Полу Ньюману пришла после фильма «Кошка на раскаленной крыше».И все тут же наперебой захлебываясь заговорили о его необыкновенных голубых глазах, самых голубых глазах, самых прекрасных голубых глазах Голливуда. Ньюмена это ужасно раздражало, и он сказал:

"Хотелось бы думать, что я смог бы сыграть свои роли не хуже, даже если бы у меня вообще не было глаз". Он однажды написал себе эпитафию. Она звучала так: "Здесь лежит Пол Ньюман. Он умер нищим неудачником, потому что его глаза вдруг стали карими.".

По иронии судьбы, будучи дальтоником, Ньюман так никогда и примерно не мог представить, чем же так восхищаются эти тупоголовые кинокритики.

После успеха «Кошки» Ньюману пришлось просто отбиваться от новых ролей: предложения буквально валились на него. Все 60-е он снимался в двух картинах в год, и уже не было среди них ни одного плохого фильма и ни одной провальной роли.

"Меня часто приглашали в фильмы, которые явно обещали большой кассовый успех, - костюмно-исторические, приключенческие, картины с насилием и сексом. Много раз мой менеджер уходил похныкать в ванную, потому что я отказывался от больших заработков, предпочитая сыграть в спектакле Актерской студии или вовсе не работать».

Он пробовал себя в разных амплуа и, находя роль для себя интересной, мог сняться даже в эпизодической роли старого, спившегося боксера чем хорошо подразнил Голливуд, ибо там предпочитают продавать товар в знакомой обертке, разразился скандал.

Агент Ньюмана вспоминает: Пол рассказывал мне: «Они там кричали, что я себя продешевил, что «звезда» не должна играть эпизодических ролей. Они даже не заметили, как хороша была эта роль в творческом плане». И он добавил свирепо: «Я - характерный актёр! Я только выгляжу как Красная шапочка»

Его роли грабителей, жуликов и игроков в фильмах «Хладнокровный Люк», «Афера», «Король бильярда» и, конечно, «Бутч Кэссиди и Санданс Кид» не потеряли до сих пор своего обаяния и зрительские симпатии всегда были на его стороне. В Америке много прекрасных актеров, но только горстка таких, которых публика любила бы и на экране, и в жизни. Пол Ньюман – один из них. Симпатия к Полу была сродни эпидемии. Сам Ньюман уже лет с тридцати твердил, что его удручает его внешность, потому что из-за нее он обречаен играть лишь роли героев-любовников. Но я думаю, что ослепительно голубые глаза, римский профиль и фигура атлета не может быть причиной для горьких жалоб.

Чтобы не зависеть от продюсеров и киностудий он вместе с двумя другими звездами - Барброй Стрейзанд и Сидни Пуатье, Ньюмен образовал кинокомпанию "Ферст артистс" для производства и проката своих кинокартин.

На протяжении четверти века Ньюман номинировался на премию Оскар восемь раз и каждый раз награда проплывала мимо. Быть может, киноакадемия не хотела конфликтовать с президентом Ричардом Никсоном, записавшего актера в список личных врагов, может быть раздражало, что актер спонсировал свою личную премию «За свободу слова», которую Ньюман вручал американцам боровшихся, за выполнение закона о свободе слова". Кто знает, но как любил повторять Ньюман, если у тебя нет врагов, то у тебя нет и характера. А характер у него был, свободолюбивый, независимый, по-мальчишески задиристый и азартный. Актер обожал риск и скорость, выполнял свои трюки без дублеров и гонял на огромной скорости на своем любимом "Порше-935".

Первого Оскара Ньюмен получил в 1985 году и то "по совокупности заслуг" . Но на следующий год киноакадемия наконец сдалась и Пол Ньюмен получает Оскара за главную роль в картине Мартина Скорсезе "Цвет денег». На церемонию он не пошел, отшутившись, что уже семь раз приходил, но ничего не получил, так что, если на этот раз не придет, может, что-нибудь наконец и получит. Когда же это и в самом деле произошло, Пол Ньюмен сострил: "Это все равно, что 80 лет ухаживать за красивой женщиной. Наконец она соглашается, а ты говоришь: "Мне ужасно жаль, но я уже устал"".

Пришла пора рассказать немного о личной жизни одного из самых красивых мужчин Голливуда. Немного, потому что он тщательно оберегал свою жизнь от настырных журналистов. От обоих родителей Пол унаследовал систему нравственных координат, в которую непременными качествами входили порядочность, достоинство и ответственность. И именно это стало причиной драмы его молодости. Пол Ньюман и актриса Джоанна Вудворт встретились и влюбились друг в друга в 1952 году, во время постановки бродвейского спектакля «Пикник». Хотя Ньюману было всего 27 лет, он был уже женат и отцом двух детей. Джоан и Пол решили больше не встречаться. Они честно избегали друг друга 6 лет. У Ньюмана родился третий ребенок. Но судьба их вновь свела в конце 57-го года на съемках фильма «Долгое жаркое лето». Ньюман попросил у жены развод, она отказала. Он мучился, пил, но отказаться от Джоанн был уже не силах. Через год жена согласилась на развод. Став мужем и женой, Ньюманы поселились в Нью-Йорке и прожили в счастливом браке долгих 50 лет. Когда у актера спрашивали в чем секрет их долгого брака, Пол со свойственным ему юмором отвечал:

"Мы поженились тогда, когда поломанные вещи не выбрасывали, а чинили и добавлял, «не надо заглядывать под ковры, там всегда много пыли."

Описывая свои отношения с женой, Ньюман говорил: «Я принимаю большие решения, а жена — мелкие. Например, если я хочу жить в Калифорнии, а она в Коннектикуте, мы живем в Коннектикуте. Ведь это неважно, всего лишь география. Если она считает, что я должен стать демократом, а не республиканцем — я стану. Потому что это мелочь. А вот внешняя политика нашей страны по отношению к Китаю — это важно. Ее я принимаю близко к сердцу».

В 1978 году произошла трагедия - умер от передозировки наркотиков единственный сын Скотт. Это было для актера страшным ударом. В память о сыне он основал несколько клиник и летних лагерей в Америке и Израиле, где отдыхали и лечились больные раком и зависимые от алкоголя и наркотиков дети. Они были построены, как городки Дикого Запада, и назывались «Дырка в стенке» - по названию банды грабителей из всеми любимого фильма «Бутч Кэссиди и Санданс Кид». Ньюман сам выбирал ковбойские шляпы для лагерной формы, чтобы дети, больные раком, не стыдились своих лысых голов. Содержал он эти лагеря на доходы от его кампании «Newman’s Own». О создании этой империи рассказывает один из друзей актера.

«Все началось с шутки. Ньюман, любивший готовить, сделал соус к салату и решил раздать его друзьям в качестве рождественского подарка. Была возня с разыскиванием бутылок и изготовлением этикеток, но соус имел грандиозный успех и породил идею фирмы. Через год рождественская шутка превратилась в бизнес, а позже в продуктовую империю», которая за 26 лет существования заработала 250 миллионов долларов, полностью пожертвованных на благотворительность. Пол Ньюман с явным удовольствием говорил журналистам: «Представьте, какая неловкость: мой соус заработал больше, чем мои фильмы». Все товары выпускались с его фотографией на пакетах и банках. «Когда мне впервые предложили выпускать салатные соусы с моей фотографией на банках я заорал:

«Да вы охренели! Наклеить мою рожу на банку майонеза?» Соглашаясь на это, я чувствовал себя распутной девкой. Но потом подумал, если отдавать все деньги на благотворительность, то никто не сможет назвать меня проституткой. Теперь я полностью смирился с собственной рожей на соусах. Они, кстати, не так плохи. Согласно отчётам, только один из трёх покупателей приобретает мои соусы из благотворительных целей. Оставшиеся два покупают их потому, что они вкусные».

В 1980-х и 1990-х Ньюман больше продюсировал, чем играл, а в 2007 году Ньюман заявил, что уходит на пенсию, скрывая от всех, что болен раком легких. Он отказался от операции, госпиталя и химиотерапии, предпочитая отпущенные ему дни прожить в кругу семьи.

В одном из последних интервью он сказал:

"Мы так расточительно относимся к нашей жизни. Штука в том, чтобы появиться на свет и исчезнуть с этой планеты с наименьшим шумом. Я не баллотируюсь в святые, просто я понял однажды, что в жизни нам нужно быть похожими на фермера, который возвращает в почву то, что собрал с нее".

Он ушел 26 сентября в 2008 году, но мне кажется, что его сокрушительное обаяние не померкнет никогда, а вам мои дорогие зрители предоставляется возможность это проверить, посмотрев фильм «Афера».

Директор картинной галереи МЕОЦ Юлия Королькова.
(по материалам Интернет)

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz