ЭЛИЗАБЕТ ТЕЙЛОР
Право,
если бы в реальности не было актрисы Элизабет Тейлор, ее
следовало бы выдумать. Ибо без этой необычайно красивой
женщины с фиолетовыми глазами, бархатными бровями,
ярким, независимым характером, трудно представить себе
историю Голливуда.
Элизабет Тейлор родилась 27
февраля 1932 года в Лондоне и была вторым ребенком в
семье эмигранта из Америки, владельца картинной галереи
Фрэнсиса Тейлора и бывшей актрисы Сары Вамбродт. Она
оставила сцену сразу после замужества, но как это часто
бывает у несостоявшихся и честолюбивых актрис, мечтала,
чтобы дочь Элизабет пошла по ее стопам.
Накануне Второй мировой
войны семья Фрэнсиса Тейлора вернулась в Америку. Семья
поселилась в престижном районе Беверли Хиллз. В галерее
ее отца бывали многие голливудские знаменитости, и один
из клиентов посоветовал родителям показать
очаровательную малютку с фиалковыми глазами и смоляными
кудрями на киностудии. Девочка понравилась, и
честолюбивая мать не пропускала ни одного кастинга. Ее
старания не пропали даром, девочку пригласили сниматься
в фильме «Лэсси возвращается домой». Открытие второго
фронта вызвало по всей стране пробританские настроения,
у Элизабет был английский акцент и она идеально сыграла
роль маленькой англичанки. Оценив успех фильма, «МГМ»
предложила 12 летней актрисе долгосрочный контракт с
зарплатой 75 долларов в неделю. Надо заметить, что
собака, снимавшаяся в фильме, получила 200
На студии «МГМ» в то время
очень любили снимать фильмы с участием домашних животных
и прелестных крошек с ясными глазами и ямочками на
щеках. А чтобы прелестные крошки всегда были под рукой,
создатель Метро Голдвин Майер, великий Луис Маейер
открыл на студии своеобразную площадку молодняка, на
которой растили будущих звезд. Жили они, правда, не в
клетках, но все свое время проводили на студии, а дома
только ночевали. Их учили петь, танцевать, держаться
перед камерой, вживаться в роль. Лиз провела свое
детство и юность на съемочной площадке, получая школьное
образование в перерывах между съемками. Так выросли на
студиях Голливуда Джуди Гарланд и Дина Дурбин. Но кто
теперь помнит их имена. Повзрослев, они ушли с экрана,
Дина Дурбин в частную, долгую и счастливую жизнь, а
Джуди Гарланд в наркотики и алкоголизм. А Элизабет
осталась, она видимо сделана из другого материала, по
прочности не уступавшему, стали космических кораблей. Из
очаровательной малышки она превратилась в прелестную,
рано повзрослевшую девушку. После выхода на экраны в
своем первом «взрослом фильме» «Место под солнцем» в 19
лет Элизабет была объявлена «национальном достоянием».
Она говорила журналистам «Я не помню, когда я не была
знаменитой».
В жизни этой юной женщины
все будет в избытке - невероятная, фантастическая,
горячая красота, бесконечные проблемы со здоровьем,
роскошные украшения и, наконец главный аттракцион века 8
браков божественной Лиз. Однажды она сказала, что
«развод – это болезнь, которая излечивается свадьбой», и
Тейлор многажды проходила этот «курс лечения» и снова
«заболевала».
Первый раз Элизабет вышла
замуж в восемнадцать лет, за миллионера Ника Хилтона,
сына владельца всемирной сети отелей «Хилтон». Ник
оказался алкоголиком, брак продлился меньше года.
Элизабет после развода стала состоятельной женщиной
владелицей акций, немалых денег и коллекции
драгоценностей и норковых шуб.
Через два года Тейлор
влюбилась в сорокалетнего английского актера Майкла
Уилдинга. Говорят, что она сама сделала ему предложение,
купила себе обручальное кольцо и не оставила джентльмену
отходных путей. Став его женой, Элизабет добилась для
Майкла выгодного контракта в Голливуде, пригрозив «МГМ»
переходом в другую студию. Она родила двоих сыновей,
Майкла и Кристофера. Жизнь в этом браке была спокойной,
благополучной и респектабельной, но скучной. Элизабет
развелась с ним после пяти лет замужества.
Следующим мужем стал
52-летний Майк Тодд, знаменитый голливудский продюсер.
Его настоящее имя – Авром Хирш Гольдбоген. Майкл был
всесокрушающим, как шаровая молния, мог подбить кого
угодно на что угодно, был веселым лихим, авантюрным, В
нем все было в избытке - талантливый, яркий, щедрый,
экстравагантный он безоглядно полюбил Элизабет. Они были
друг другу под стать. Майкл баловал жену как маленькую
девочку: он закатывал в ее честь банкеты, на которые
выписывал слонов из Индии и Африки, покупал яхты и
бриллианты, спортивные автомобили, усадьбы и особняки.
Каждую субботу он отмечал день первой встречи с
Элизабет. «Мы жили с такой интенсивностью, - вспоминала
Элизабет, - что многим любящим парам хватило бы на целую
жизнь. Я страстно любила Майкла с его порой безумными
причудами...».
Тодд
подарил Тейлор самолет и назвал его «Удачливая Лиз»… По
страшной иронии судьбы, «Удачливая Лиз», в марте 1958
года не долетев до места разбилась, погребя под
обломками Майкла Тодда. Всего 414 дней продлился этот
счастливый брак. В память о нем, спустя год после его
кончины, Тейлор приняла иудаизм. Элизабет слегла, ее
пичкали лекарствами, чтобы она не покончила с собой, она
стала заикаться и еле держалась на ногах.
В это время актриса
снималась в фильме «Кошка на раскаленной крыше» по пьесе
Теннеси Уильямса. Ей дали передышку в 2 недели, а затем
вытащили на съемки. Все сочувствовали ей, но очень скоро
актриса из несчастной вдовы разом превратилась в
коварную соблазнительницу, уведя из семьи лучшего друга
мужа Эдди Фишера, спокойного, стеснительного,
интеллигентного мужчина, без памяти влюбленного в
Элизабет. Скандал привлек всеобщее внимание к Тэйлор.
Фильм "Кошка на раскаленной крыше", вышедший на экраны
на пике скандала, побил все рекорды кассовых сборов и
вошел в десятку самых знаменитых фильмов Голливуда.
В способности Элизабет к
выживанию есть что-то героическое, ее воля к жизни
делает ее непобедимой. Она способна превозмочь любую
физическую и душевную боль, она будет неистово сражаться
за то, что ей дорого и всегда выходить победительницей!
Она, как кошка, добиваясь своего, будет царапаться и
кусаться, ластиться и мурлыкать, наносить молниеносные
удары когтистой лапой, а при опасности отскакивать,
переворачиваться в воздухе и все равно падать на четыре
лапы.
После фантастического
успеха «Кошки» Тейлор предложили сняться в фильме «Батерфилд
8» в роли высокооплачиваемой проститутки. Ей не
понравился сценарий, не понравился режиссер и
исполнитель главной роли, но контракт не позволил ей
отказаться. Съемочная площадка превратилась в поле
брани, где раненых в плен не брали. Элизабет ненавидела
этот фильм и получила за него свой первый «Оскар».
После успеха «Кошки» и «Баттерфилд
8» Элизабет Тейлор стала одной из самых кассовых актрис
того времени. Она была на пике молодости, красоты и
успеха. А впереди ее ждал судьбоносный фильм
«Клеопатра». В роли египетской царицы студийные боссы
видели только Элизабет Тейлор, чья бурная личная жизнь
перекликалась с тем, что принято думать о Клеопатре.
Актрисе не хотелось сниматься, она была вымотана, устала
и хотела передохнуть от съемок. Желая чтобы от нее
отстали она запросила невиданный в ту пору гонорар в
один миллион долларов, проценты с кассовых сборов,
зарплату Эдди Фишеру по 1000 долларов еженедельно,
«чтобы он не чувствовал себя на съемках лишним». На свое
несчастье руководство студии на все согласилось. Тейлор
понимала боссы « хотели женщину, одно имя которой
означает „скандал“. Было бы глупо с моей стороны не
заставить их заплатить за это, говорила потом актриса.
Режиссером сначала
планировали пригласить Альфреда Хичкока. На это
предложение Хичкок, наслышанный о непростом характере
божественной Элизабет, ответил, что он, конечно же,
любит снимать фильмы ужасов, но не в такой концентрации.
После первых же дней съемок выяснилось, что по поводу
грядущих ужасов чутье Хичкока не подвело... Согласился
на съемки суперколосса «Оскароносец» Джозеф Манкевич.
В октябре 1961 года в
окрестностях Лондона, где построили декорации, начались
съемки сцен в жаркой, солнечной долине Нила. Английский
дождь там лил не переставая. При проявке первых сотен
метров пленки выяснилось, что все вроде хорошо, но на
крупных планах у актеров изо рта валит пар, и через
десять дней съемки были приостановлены.
Внезапно простудилась
Тейлор, гнойная ангина приняла такие страшные формы, что
пришлось делать операцию, трахеотомию. Сцены с участием
Клеопатры на восемь месяцев выпали из графика съемок, а
в смету фильма вносятся расходы на хирурга, сиделок и
санитарок. На шее актрисы остался заметный шрам, который
потом с трудом приходилось замазывать гримерам. Лишь
весной 1962 года актриса смогла появиться на съемочной
площадке. Съемки решено было перенести в теплые края, в
окрестности Рима.
Манкевич,
привыкший к голливудскому рациональному порядку на
студии, где все знали, что им делать и за что они
получают деньги, впервые столкнулся с итальянской ленью
или как они это называют прекрасным ничего не деланьем.
На студии царила неразбериха, все опаздывали,
разворовывался реквизит,а костюмы Клеопатры пошитые
итальянскими костюмерами напоминали коктельные платья
для вечеринок в ночном клубе. Забастовала одетое в
египетское легкое ничего массовка изображающая рабынь
Клеопатры: темпераментные итальянские операторы, техники
и рабочие, не могли отказать себе в удовольствие
ущипнуть за попку хорошеньких статисток. Бюджет трещал
по швам. Стояла дикая жара и тысячи статистов каждый
день выпивали море минеральной воды, в итоге только счет
за минералку составил $80 тысяч.
А тут еще новая напасть:
сказка стала былью, Антоний и Клеопатра, Тейлор - Бартон
переживающие любовную лихорадку на экране нешуточно
заболели ею сами.
Режиссеру фильма Джозефу
Манкевичу сразу стало ясно, что роман Бартона и Тейлор
развивается не по съемочному плану. Актеры так
увлекались, что всем на съемочной площадке становилось
не по себе, когда снимались любовные сцены Антония и
Клеопатры. Манкевич кричал: "Стоп, камера! Простите,
ребята я здесь не лишний?" Стремясь сэкономить и
побыстрей отправить домой Элизабет Тейлор, стоившей
дороже Бартона, Манкевич начал снимать любовные сцены с
ее участием не по хронологии сценария, а подряд, одну за
другой. В результате, по его собственному выражению,
получился "самый продолжительный и самый дорогостоящий
коитус в истории мирового кинематографа".
Любовник вели себя
настолько безрассудно, что весть о романе звезд
просочилась в газеты и разыгрался оглушительный скандал,
в который пришлось вмешаться римскому папе, под носом у
которого открыто разыгрывалось попрание супружеской
верности. Он осудил прежде всего как итальянский
мужчина, Элизабет Тейлор со странной формулировкой за
«эротическое бродяжничество». В дело вмешалась пресса,
раздувая и без того ярким пламенем вспыхнувший сканал.
Взбешенная жена Бартона, грозила прилететь на съемочную
площадку и лично хорошенько разобраться и с Бартоном и с
этой девкой Тейлор и лично с Манкевичем.
Режиссер устроил любовникам
разнос, но Элизабет спокойно ответила, что «Трудно не
влюбиться в человека, с которым ты, пусть и по работе,
целуешься сорок раз на дню. Даже если вы познакомились
неделю назад, в какой-то момент этот человек неизбежно
становится тебе очень близок».
Манкевич
понял что спасение утопающего киноколоса в его руках.
Он срочно созвал
пресс-конференцию и поведал остолбеневшим журналистам,
что "Правда заключается в том, что мы, то есть я и
мистер Бартон, давно любим друг друга, а все разговоры о
его связи с миссис Тейлор — не что иное, как наш маневр,
дымка, предназначенная развеять подозрения" и на глазах
у изумленной публики повернулся к остолбеневшему Бартону
и запечатлел на его губах поцелуй.
Фильм продолжал сниматься,
любовники любили друг друга, массовка развлекалась за
казенный счет как могла, а Джозеф Манкевич жил на
психотропных препаратах. Каждый день он принимал одну
таблетку в 5.30 утра, при подъеме, затем ему делали один
укол — чтобы он мог продержаться до завтрака, другой
укол — чтобы продержаться до ужина, третий — чтобы
заснуть. На его руках цвела нервнаяч экзема и он ходил в
белых перчатках. Когда в июле 1963 года съемки были
завершены, Манкевич признался, что чувствует себя так,
будто "провел эти три года в морозильной камере".
"Этот фильм был зачат в
спешке, снимался в истерике и был закончен в слепой
панике",— напишет в мемуарах Джозеф Манкевич. Вплоть до
своей смерти в 1993 году создатель «Клеопатры»
отказывался произносить название фильма, заменяя его при
случае словами "эта вещь" или "этот фильм, название
которого я даже не хочу произносить".
Но нет худа без добра, в
громадном, золоченом, гулком чреве голливудского монстра
начал формироваться актерский дуэт, который идеально
выступит через три года в пронзительной камерной драме
Майка Николса "Кто боится Вирджинии Вульф?" . Роли в
этом фильме станут вершинами актерской карьеры как для
Тейлор, так и для Бартона.
Через восемь месяцев после
окончания съемок "Клеопатры" Элизабет Тейлор вышла замуж
за Ричарда Бартона. Оба считали этот брак главным
событием своей жизни. ""Мне часто везло в жизни, но мой
самый крупный шанс — это то, что я узнал это имя —
Элизабет «Никто в мире не обладает такими запасами
нежности, как моя жена. Она буквально светится изнутри,
и этот свет согревает всех, кому повезло быть рядом с
ней».
Бартон родился в нищей
многодетной ирландской семье, его мать умерла, когда
мальчику не было и двух лет. Ричард утверждал, что
хорошо ее помнит: «Я грелся в сиянии ее зеленоглазой,
черноволосой, цыганской красоты». Годы спустя Ричард
влюбился в женщину, чья внешность напоминала любимый
образ. В Англии Бартон считался надеждой английского
театра. Редкий талант, яркий темперамент, мужественная
внешность и обаяние помогли ему быстро сделать карьеру.
Бартона обожали режиссеры, критики и, что самое
удивительное, коллеги-актеры. «Бартон — это спокойный,
до краев наполненный водоем, при этом удивительно
глубокий», писали о нем критики. Английские друзья по
актерскому цеху отговаривали Ричарда от женитьбы на этой
толстой голливудской девке. Джон Гилгуд писал ему: « ты
променял родину и талант на такую ерунду, как любовь,
уноси ноги от этой женщины, Рик и реши, кем ты хочешь
быть — великим актером или домашним животным». «Я буду и
тем и другим», —ответил Бартон. После свадьбы чета
обосновалась в Голливуде. Женитьба на Элизабет Тейлор
резко подняла акции актера на голливудской бирже.
Оставив театр как «место малодоходное», Бартон полностью
переключился на кино. Тандем «Тейлор-Бартон» стал самым
высокооплачиваемым актерским дуэтом конца 70-х. Деловые
переговоры со студиями вела Элизабет. «Деньги
выколачивает моя обожаемая еврейская женушка, говорил
Ричард, а мне остается только подписывать контракты».
Они снимались беспрерывно, зарабатывали и тратили
миллионы, закатывали друг другу оглушительные скандалы и
их имена не сходили со страниц газет, лишь увеличивая их
гонорары.
Любовь Элизабет к Бартону
была страстной, требовательной и безрассудной. Она
хотела владеть им безраздельно, без отпуска по
собственному желанию и передышки. Бартон, в отличии от
жены, любил тишину, творческий покой и уединение, ему
осточертели вечеринки, приемы, гости и журналисты. Он не
мог уединится надолго без скандала, даже в свой комнате.
У него стал портится характер и сдавать нервы. Видимо
единственным способом, чтобы остаться наедине с собой
для Бартона стало пьянство, но Элизабет и тут не
оставила его одного. Они стали пить вместе.
В своем дневнике Бартон
писал: "Моя жена — океан. Безбрежная, непонятная,
чрезмерная во всем. Но разве могу я удовлетворить
стихию? " Жизнь, которую вели Ричард и Элизабет,
отразилась на них не лучшим образом. Из-за постоянного
пьянства Бартон выглядел старше своих лет, Тейлор
заметно прибавила в весе. Главы крупных киностудий
смотрели на это сквозь пальцы: несмотря на сомнительную
художественную ценность фильмов, в которых снимались
знаменитые супруги, их скандальная слава все равно
приносила неплохой доход. Вместе они снялись в
двенадцати картинах
" «Мы снимаемся в плохом
кино ради денег, — пожимал плечами Бартон. — Ну что ж,
тем хуже для кинематографа».
В середине 70-х их имена
перестали значится в списке самых кассовых звезд
Голливуда и Тейлор, почувствовав опасность, вновь
перевернулась, прыгнула и приземлилась как кошка на
четыре лапы: она бросила пить, похудела заставив Бартона
сделать то же самое. Он выдержал без спиртного три
месяца, сорвался и после очередного скандала с Элизабет
и уехал в Европу. Тейлор подала на развод. Они развелись
26 июня 1974 года. «Я любила его до смерти, —
признавалась Тейлор годы спустя. — Но тогда развод был
единственным способом выжить».
Давая после развода
интервью она сказала:
«В первый брак девушка
обычно вступает от помрачения рассудка, во второй - от
настоящей любви, в третий - по страсти, в четвертый - от
опытности, в пятый - с надеждой...» -
- «А в шестой?» - спросили
журналисты.
Божественная Элизабет
удивилась: «Минуточку,а вы знаете женщину, которая
вступила в брак шестой раз? - спросила она: - Дайте мне
ее адрес!»
Очень скоро, через каких-то
пару недель, она выходит замуж в шестой раз - и вновь за
Ричарда Бартона. И тогда веселые журналисты прислали ей
ее собственный адрес.
Бывшие супруги не хотели
верить, что этот разрыв навсегда, и оказались правы:
после года ежедневных разговоров по телефону и встреч
они поженились снова. На бракосочетании в Ботсване жених
и невеста были трезвы и счастливы. Но уже через
несколько месяцев стало ясно, что больше они не могут
быть вместе.
1 августа 1976 года
Элизабет Тейлор и Ричард Бартон развелись во второй раз
— теперь уже окончательно.
"Может, люби я ее меньше,
она сейчас была бы со мной? " «Я люблю Ричарда всей
душой, но вместе мы еще сильнее разрушаем друг друга».
А что было дальше? Как
поется в одном романсе, это так ничего, о любви поминки.
Через несколько месяцев
после второго развода с Бартоном Тейлор вышла замуж за
сенатора Джона Уорнера. Развелась.
Потом за строительного
рабочего Лэрри Фортенски. И опять развод.
Незадолго до смерти она
сказала : «В любви нужна гармония... Как только она
улетучивается, наступает охлаждение и становится
довольно жестко и неуютно. Апатия возникает от будничных
впечатлений, которые наслаиваются ежедневно. Наступает
момент, когда от них нужно избавляться. И добавила: вкус
формируется постепенно. Лет двадцать назад мне случалось
выходить замуж за мужчин, которых нынче я бы не
пригласила к себе на обед».»
Элизабет Тейлор перестала
активно сниматься в середине 80-х, она целиком посвятила
себя благотворительности, создав фонд по борьбе со
СПИДом. За эту деятельность в мае 2000 года Элизабет
Тейлор получила от английской королевы Елизаветы II
почетный титул Dame, равноценный титулу баронета или
рыцаря у мужчин.
Отпечатки рук и ног
Элизабет Тейлор увековечены около Китайского театра
Граумана, а на аллее звезд Голливуда одна из 2000 звезд
носит ее имя.
Она умерла совсем недавно в
возрасте 79 лет 23 марта 2011 года. Похороны актрисы
Элизабет должны были состоятся в 2 часа, но по просьбе
актрисы начало задержали на 15 минут. Как заявил
представитель семьи актрисы, она хотела опоздать даже на
собственные похороны.
«Я много раз по-настоящему
любила и совершила фантастическую карьеру в кино. Разве
можно просить о большем? Я просто чертовски счастливая
женщина. Больше я ничего не могу пожелать».
Директор картинной
галереи МЕОЦ Юлия
Королькова.
(по
материалам Интернет)
|
|