ЭЛИЗАБЕТ ТЕЙЛОР

Право, если бы в реальности не было актрисы Элизабет Тейлор, ее следовало бы выдумать. Ибо без этой необычайно красивой женщины с фиолетовыми глазами, бархатными бровями, ярким, независимым характером, трудно представить себе историю Голливуда.

Элизабет Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Лондоне и была вторым ребенком в семье эмигранта из Америки, владельца картинной галереи Фрэнсиса Тейлора и бывшей актрисы Сары Вамбродт. Она оставила сцену сразу после замужества, но как это часто бывает у несостоявшихся и честолюбивых актрис, мечтала, чтобы дочь Элизабет пошла по ее стопам.

Накануне Второй мировой войны семья Фрэнсиса Тейлора вернулась в Америку. Семья поселилась в престижном районе Беверли Хиллз. В галерее ее отца бывали многие голливудские знаменитости, и один из клиентов посоветовал родителям показать очаровательную малютку с фиалковыми глазами и смоляными кудрями на киностудии. Девочка понравилась, и честолюбивая мать не пропускала ни одного кастинга. Ее старания не пропали даром, девочку пригласили сниматься в фильме «Лэсси возвращается домой». Открытие второго фронта вызвало по всей стране пробританские настроения, у Элизабет был английский акцент и она идеально сыграла роль маленькой англичанки. Оценив успех фильма, «МГМ» предложила 12 летней актрисе долгосрочный контракт с зарплатой 75 долларов в неделю. Надо заметить, что собака, снимавшаяся в фильме, получила 200

На студии «МГМ» в то время очень любили снимать фильмы с участием домашних животных и прелестных крошек с ясными глазами и ямочками на щеках. А чтобы прелестные крошки всегда были под рукой, создатель Метро Голдвин Майер, великий Луис Маейер открыл на студии своеобразную площадку молодняка, на которой растили будущих звезд. Жили они, правда, не в клетках, но все свое время проводили на студии, а дома только ночевали. Их учили петь, танцевать, держаться перед камерой, вживаться в роль. Лиз провела свое детство и юность на съемочной площадке, получая школьное образование в перерывах между съемками. Так выросли на студиях Голливуда Джуди Гарланд и Дина Дурбин. Но кто теперь помнит их имена. Повзрослев, они ушли с экрана, Дина Дурбин в частную, долгую и счастливую жизнь, а Джуди Гарланд в наркотики и алкоголизм. А Элизабет осталась, она видимо сделана из другого материала, по прочности не уступавшему, стали космических кораблей. Из очаровательной малышки она превратилась в прелестную, рано повзрослевшую девушку. После выхода на экраны в своем первом «взрослом фильме» «Место под солнцем» в 19 лет Элизабет была объявлена «национальном достоянием». Она говорила журналистам «Я не помню, когда я не была знаменитой».

В жизни этой юной женщины все будет в избытке - невероятная, фантастическая, горячая красота, бесконечные проблемы со здоровьем, роскошные украшения и, наконец главный аттракцион века 8 браков божественной Лиз. Однажды она сказала, что «развод – это болезнь, которая излечивается свадьбой», и Тейлор многажды проходила этот «курс лечения» и снова «заболевала».

Первый раз Элизабет вышла замуж в восемнадцать лет, за миллионера Ника Хилтона, сына владельца всемирной сети отелей «Хилтон». Ник оказался алкоголиком, брак продлился меньше года. Элизабет после развода стала состоятельной женщиной владелицей акций, немалых денег и коллекции драгоценностей и норковых шуб.

Через два года Тейлор влюбилась в сорокалетнего английского актера Майкла Уилдинга. Говорят, что она сама сделала ему предложение, купила себе обручальное кольцо и не оставила джентльмену отходных путей. Став его женой, Элизабет добилась для Майкла выгодного контракта в Голливуде, пригрозив «МГМ» переходом в другую студию. Она родила двоих сыновей, Майкла и Кристофера. Жизнь в этом браке была спокойной, благополучной и респектабельной, но скучной. Элизабет развелась с ним после пяти лет замужества.

Следующим мужем стал 52-летний Майк Тодд, знаменитый голливудский продюсер. Его настоящее имя – Авром Хирш Гольдбоген. Майкл был всесокрушающим, как шаровая молния, мог подбить кого угодно на что угодно, был веселым лихим, авантюрным, В нем все было в избытке - талантливый, яркий, щедрый, экстравагантный он безоглядно полюбил Элизабет. Они были друг другу под стать. Майкл баловал жену как маленькую девочку: он закатывал в ее честь банкеты, на которые выписывал слонов из Индии и Африки, покупал яхты и бриллианты, спортивные автомобили, усадьбы и особняки. Каждую субботу он отмечал день первой встречи с Элизабет. «Мы жили с такой интенсивностью, - вспоминала Элизабет, - что многим любящим парам хватило бы на целую жизнь. Я страстно любила Майкла с его порой безумными причудами...».

Тодд подарил Тейлор самолет и назвал его «Удачливая Лиз»… По страшной иронии судьбы, «Удачливая Лиз», в марте 1958 года не долетев до места разбилась, погребя под обломками Майкла Тодда. Всего 414 дней продлился этот счастливый брак. В память о нем, спустя год после его кончины, Тейлор приняла иудаизм. Элизабет слегла, ее пичкали лекарствами, чтобы она не покончила с собой, она стала заикаться и еле держалась на ногах.

В это время актриса снималась в фильме «Кошка на раскаленной крыше» по пьесе Теннеси Уильямса. Ей дали передышку в 2 недели, а затем вытащили на съемки. Все сочувствовали ей, но очень скоро актриса из несчастной вдовы разом превратилась в коварную соблазнительницу, уведя из семьи лучшего друга мужа Эдди Фишера, спокойного, стеснительного, интеллигентного мужчина, без памяти влюбленного в Элизабет. Скандал привлек всеобщее внимание к Тэйлор. Фильм "Кошка на раскаленной крыше", вышедший на экраны на пике скандала, побил все рекорды кассовых сборов и вошел в десятку самых знаменитых фильмов Голливуда.

В способности Элизабет к выживанию есть что-то героическое, ее воля к жизни делает ее непобедимой. Она способна превозмочь любую физическую и душевную боль, она будет неистово сражаться за то, что ей дорого и всегда выходить победительницей! Она, как кошка, добиваясь своего, будет царапаться и кусаться, ластиться и мурлыкать, наносить молниеносные удары когтистой лапой, а при опасности отскакивать, переворачиваться в воздухе и все равно падать на четыре лапы.

После фантастического успеха «Кошки» Тейлор предложили сняться в фильме «Батерфилд 8» в роли высокооплачиваемой проститутки. Ей не понравился сценарий, не понравился режиссер и исполнитель главной роли, но контракт не позволил ей отказаться. Съемочная площадка превратилась в поле брани, где раненых в плен не брали. Элизабет ненавидела этот фильм и получила за него свой первый «Оскар».

После успеха «Кошки» и «Баттерфилд 8» Элизабет Тейлор стала одной из самых кассовых актрис того времени. Она была на пике молодости, красоты и успеха. А впереди ее ждал судьбоносный фильм «Клеопатра». В роли египетской царицы студийные боссы видели только Элизабет Тейлор, чья бурная личная жизнь перекликалась с тем, что принято думать о Клеопатре. Актрисе не хотелось сниматься, она была вымотана, устала и хотела передохнуть от съемок. Желая чтобы от нее отстали она запросила невиданный в ту пору гонорар в один миллион долларов, проценты с кассовых сборов, зарплату Эдди Фишеру по 1000 долларов еженедельно, «чтобы он не чувствовал себя на съемках лишним». На свое несчастье руководство студии на все согласилось. Тейлор понимала боссы « хотели женщину, одно имя которой означает „скандал“. Было бы глупо с моей стороны не заставить их заплатить за это, говорила потом актриса.

Режиссером сначала планировали пригласить Альфреда Хичкока. На это предложение Хичкок, наслышанный о непростом характере божественной Элизабет, ответил, что он, конечно же, любит снимать фильмы ужасов, но не в такой концентрации. После первых же дней съемок выяснилось, что по поводу грядущих ужасов чутье Хичкока не подвело... Согласился на съемки суперколосса «Оскароносец» Джозеф Манкевич.

В октябре 1961 года в окрестностях Лондона, где построили декорации, начались съемки сцен в жаркой, солнечной долине Нила. Английский дождь там лил не переставая. При проявке первых сотен метров пленки выяснилось, что все вроде хорошо, но на крупных планах у актеров изо рта валит пар, и через десять дней съемки были приостановлены.

Внезапно простудилась Тейлор, гнойная ангина приняла такие страшные формы, что пришлось делать операцию, трахеотомию. Сцены с участием Клеопатры на восемь месяцев выпали из графика съемок, а в смету фильма вносятся расходы на хирурга, сиделок и санитарок. На шее актрисы остался заметный шрам, который потом с трудом приходилось замазывать гримерам. Лишь весной 1962 года актриса смогла появиться на съемочной площадке. Съемки решено было перенести в теплые края, в окрестности Рима.

Манкевич, привыкший к голливудскому рациональному порядку на студии, где все знали, что им делать и за что они получают деньги, впервые столкнулся с итальянской ленью или как они это называют прекрасным ничего не деланьем. На студии царила неразбериха, все опаздывали, разворовывался реквизит,а костюмы Клеопатры пошитые итальянскими костюмерами напоминали коктельные платья для вечеринок в ночном клубе. Забастовала одетое в египетское легкое ничего массовка изображающая рабынь Клеопатры: темпераментные итальянские операторы, техники и рабочие, не могли отказать себе в удовольствие ущипнуть за попку хорошеньких статисток. Бюджет трещал по швам. Стояла дикая жара и тысячи статистов каждый день выпивали море минеральной воды, в итоге только счет за минералку составил $80 тысяч.

А тут еще новая напасть: сказка стала былью, Антоний и Клеопатра, Тейлор - Бартон переживающие любовную лихорадку на экране нешуточно заболели ею сами.

Режиссеру фильма Джозефу Манкевичу сразу стало ясно, что роман Бартона и Тейлор развивается не по съемочному плану. Актеры так увлекались, что всем на съемочной площадке становилось не по себе, когда снимались любовные сцены Антония и Клеопатры. Манкевич кричал: "Стоп, камера! Простите, ребята я здесь не лишний?" Стремясь сэкономить и побыстрей отправить домой Элизабет Тейлор, стоившей дороже Бартона, Манкевич начал снимать любовные сцены с ее участием не по хронологии сценария, а подряд, одну за другой. В результате, по его собственному выражению, получился "самый продолжительный и самый дорогостоящий коитус в истории мирового кинематографа".

Любовник вели себя настолько безрассудно, что весть о романе звезд просочилась в газеты и разыгрался оглушительный скандал, в который пришлось вмешаться римскому папе, под носом у которого открыто разыгрывалось попрание супружеской верности. Он осудил прежде всего как итальянский мужчина, Элизабет Тейлор со странной формулировкой за «эротическое бродяжничество». В дело вмешалась пресса, раздувая и без того ярким пламенем вспыхнувший сканал. Взбешенная жена Бартона, грозила прилететь на съемочную площадку и лично хорошенько разобраться и с Бартоном и с этой девкой Тейлор и лично с Манкевичем.

Режиссер устроил любовникам разнос, но Элизабет спокойно ответила, что «Трудно не влюбиться в человека, с которым ты, пусть и по работе, целуешься сорок раз на дню. Даже если вы познакомились неделю назад, в какой-то момент этот человек неизбежно становится тебе очень близок».

Манкевич понял что спасение утопающего киноколоса в его руках.

Он срочно созвал пресс-конференцию и поведал остолбеневшим журналистам, что "Правда заключается в том, что мы, то есть я и мистер Бартон, давно любим друг друга, а все разговоры о его связи с миссис Тейлор — не что иное, как наш маневр, дымка, предназначенная развеять подозрения" и на глазах у изумленной публики повернулся к остолбеневшему Бартону и запечатлел на его губах поцелуй.

Фильм продолжал сниматься, любовники любили друг друга, массовка развлекалась за казенный счет как могла, а Джозеф Манкевич жил на психотропных препаратах. Каждый день он принимал одну таблетку в 5.30 утра, при подъеме, затем ему делали один укол — чтобы он мог продержаться до завтрака, другой укол — чтобы продержаться до ужина, третий — чтобы заснуть. На его руках цвела нервнаяч экзема и он ходил в белых перчатках. Когда в июле 1963 года съемки были завершены, Манкевич признался, что чувствует себя так, будто "провел эти три года в морозильной камере".

"Этот фильм был зачат в спешке, снимался в истерике и был закончен в слепой панике",— напишет в мемуарах Джозеф Манкевич. Вплоть до своей смерти в 1993 году создатель «Клеопатры» отказывался произносить название фильма, заменяя его при случае словами "эта вещь" или "этот фильм, название которого я даже не хочу произносить".

Но нет худа без добра, в громадном, золоченом, гулком чреве голливудского монстра начал формироваться актерский дуэт, который идеально выступит через три года в пронзительной камерной драме Майка Николса "Кто боится Вирджинии Вульф?" . Роли в этом фильме станут вершинами актерской карьеры как для Тейлор, так и для Бартона.

Показ отрывка

Через восемь месяцев после окончания съемок "Клеопатры" Элизабет Тейлор вышла замуж за Ричарда Бартона. Оба считали этот брак главным событием своей жизни. ""Мне часто везло в жизни, но мой самый крупный шанс — это то, что я узнал это имя — Элизабет «Никто в мире не обладает такими запасами нежности, как моя жена. Она буквально светится изнутри, и этот свет согревает всех, кому повезло быть рядом с ней».

Бартон родился в нищей многодетной ирландской семье, его мать умерла, когда мальчику не было и двух лет. Ричард утверждал, что хорошо ее помнит: «Я грелся в сиянии ее зеленоглазой, черноволосой, цыганской красоты». Годы спустя Ричард влюбился в женщину, чья внешность напоминала любимый образ. В Англии Бартон считался надеждой английского театра. Редкий талант, яркий темперамент, мужественная внешность и обаяние помогли ему быстро сделать карьеру. Бартона обожали режиссеры, критики и, что самое удивительное, коллеги-актеры. «Бартон — это спокойный, до краев наполненный водоем, при этом удивительно глубокий», писали о нем критики. Английские друзья по актерскому цеху отговаривали Ричарда от женитьбы на этой толстой голливудской девке. Джон Гилгуд писал ему: « ты променял родину и талант на такую ерунду, как любовь, уноси ноги от этой женщины, Рик и реши, кем ты хочешь быть — великим актером или домашним животным». «Я буду и тем и другим», —ответил Бартон. После свадьбы чета обосновалась в Голливуде. Женитьба на Элизабет Тейлор резко подняла акции актера на голливудской бирже. Оставив театр как «место малодоходное», Бартон полностью переключился на кино. Тандем «Тейлор-Бартон» стал самым высокооплачиваемым актерским дуэтом конца 70-х. Деловые переговоры со студиями вела Элизабет. «Деньги выколачивает моя обожаемая еврейская женушка, говорил Ричард, а мне остается только подписывать контракты». Они снимались беспрерывно, зарабатывали и тратили миллионы, закатывали друг другу оглушительные скандалы и их имена не сходили со страниц газет, лишь увеличивая их гонорары.

Любовь Элизабет к Бартону была страстной, требовательной и безрассудной. Она хотела владеть им безраздельно, без отпуска по собственному желанию и передышки. Бартон, в отличии от жены, любил тишину, творческий покой и уединение, ему осточертели вечеринки, приемы, гости и журналисты. Он не мог уединится надолго без скандала, даже в свой комнате. У него стал портится характер и сдавать нервы. Видимо единственным способом, чтобы остаться наедине с собой для Бартона стало пьянство, но Элизабет и тут не оставила его одного. Они стали пить вместе.

В своем дневнике Бартон писал: "Моя жена — океан. Безбрежная, непонятная, чрезмерная во всем. Но разве могу я удовлетворить стихию? " Жизнь, которую вели Ричард и Элизабет, отразилась на них не лучшим образом. Из-за постоянного пьянства Бартон выглядел старше своих лет, Тейлор заметно прибавила в весе. Главы крупных киностудий смотрели на это сквозь пальцы: несмотря на сомнительную художественную ценность фильмов, в которых снимались знаменитые супруги, их скандальная слава все равно приносила неплохой доход. Вместе они снялись в двенадцати картинах

" «Мы снимаемся в плохом кино ради денег, — пожимал плечами Бартон. — Ну что ж, тем хуже для кинематографа».

В середине 70-х их имена перестали значится в списке самых кассовых звезд Голливуда и Тейлор, почувствовав опасность, вновь перевернулась, прыгнула и приземлилась как кошка на четыре лапы: она бросила пить, похудела заставив Бартона сделать то же самое. Он выдержал без спиртного три месяца, сорвался и после очередного скандала с Элизабет и уехал в Европу. Тейлор подала на развод. Они развелись 26 июня 1974 года. «Я любила его до смерти, — признавалась Тейлор годы спустя. — Но тогда развод был единственным способом выжить».

Давая после развода интервью она сказала:

«В первый брак девушка обычно вступает от помрачения рассудка, во второй - от настоящей любви, в третий - по страсти, в четвертый - от опытности, в пятый - с надеждой...» -

- «А в шестой?» - спросили журналисты.

Божественная Элизабет удивилась: «Минуточку,а вы знаете женщину, которая вступила в брак шестой раз? - спросила она: - Дайте мне ее адрес!»

Очень скоро, через каких-то пару недель, она выходит замуж в шестой раз - и вновь за Ричарда Бартона. И тогда веселые журналисты прислали ей ее собственный адрес.

Бывшие супруги не хотели верить, что этот разрыв навсегда, и оказались правы: после года ежедневных разговоров по телефону и встреч они поженились снова. На бракосочетании в Ботсване жених и невеста были трезвы и счастливы. Но уже через несколько месяцев стало ясно, что больше они не могут быть вместе.

1 августа 1976 года Элизабет Тейлор и Ричард Бартон развелись во второй раз — теперь уже окончательно.

"Может, люби я ее меньше, она сейчас была бы со мной? " «Я люблю Ричарда всей душой, но вместе мы еще сильнее разрушаем друг друга».

А что было дальше? Как поется в одном романсе, это так ничего, о любви поминки.

Через несколько месяцев после второго развода с Бартоном Тейлор вышла замуж за сенатора Джона Уорнера. Развелась.

Потом за строительного рабочего Лэрри Фортенски. И опять развод.

Незадолго до смерти она сказала : «В любви нужна гармония... Как только она улетучивается, наступает охлаждение и становится довольно жестко и неуютно. Апатия возникает от будничных впечатлений, которые наслаиваются ежедневно. Наступает момент, когда от них нужно избавляться. И добавила: вкус формируется постепенно. Лет двадцать назад мне случалось выходить замуж за мужчин, которых нынче я бы не пригласила к себе на обед».»

Элизабет Тейлор перестала активно сниматься в середине 80-х, она целиком посвятила себя благотворительности, создав фонд по борьбе со СПИДом. За эту деятельность в мае 2000 года Элизабет Тейлор получила от английской королевы Елизаветы II почетный титул Dame, равноценный титулу баронета или рыцаря у мужчин.

Отпечатки рук и ног Элизабет Тейлор увековечены около Китайского театра Граумана, а на аллее звезд Голливуда одна из 2000 звезд носит ее имя.

Она умерла совсем недавно в возрасте 79 лет 23 марта 2011 года. Похороны актрисы Элизабет должны были состоятся в 2 часа, но по просьбе актрисы начало задержали на 15 минут. Как заявил представитель семьи актрисы, она хотела опоздать даже на собственные похороны.

«Я много раз по-настоящему любила и совершила фантастическую карьеру в кино. Разве можно просить о большем? Я просто чертовски счастливая женщина. Больше я ничего не могу пожелать».

Директор картинной галереи МЕОЦ Юлия Королькова.
(по материалам Интернет)

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz