ФРАНСУА ТРЮФФО

14 декабря в рамках программы «Шедевры мирового кинематографа», в зале «Амфитеатр» состоялся показ фильма знаменитого французского режиссера Франсуа Трюффо «Последнее метро».

Фильма рассказывающего о войне, фашизме, творчестве, о правде и лжи в искусстве, о верности и предательстве, о театральном закулисье… и, конечно, о любви.

В зале «Амфитеатр», благодаря композитору Геннадию Цыпину, ожила атмосфера оккупированного, немцами Парижа, еще не началась депортация евреев, еще можно скрыться от войны в свободной зоне и еще есть надежда, что может быть, все как-нибудь обойдется. Звучали вперемешку французские «Опавшие листья», немецкая «Лили Марлен» и еврейская «Бай мир бисту шейн»..

Перед сеансом зрители услышали рассказ о творчестве Франсуа Трюффо.

Как выглядит знаменитый французский режиссер, покоритель сердец самых красивых и знаменитых актрис Франции? Правильно, вы угадали - он небольшого роста, носатый, с близко посаженными глазами и вечно растрепанными волосами. Но, видимо, ум, чувство юмора и обаяние таланта действует на прекрасную половину человечества гораздо сильнее, чем рост, вес и классический профиль.

Франсуа Трюффо родился 6 февраля 1934 года в Париже. Он был внебрачным ребенком. Мать, фанатично увлеченная альпинизмом, после рождения тут же сплавила сына няньке, и так бы жить мальчику у чужих людей, если бы не бабушка, которая забрала его к себе. Именно ей он обязан своим запойным книгочейством и фанатической любовью к кино. Когда бабушки не стало, в 10 лет Трюффо переехал к матери и отчиму, давшему мальчику свою фамилию. Настоящего же отца звали Роланом Леви.

Мы все родом из детства, ребенку необходима родительская любовь. Психологические травмы, полученные в юном возрасте, часто определяют всю дальнейшую жизнь и мировосприятие взрослого человека. Нелюбимый, чужой ребенок в собственной семье Франсуа Трюффо с головой ушел в воображаемый мир книг и кино. К четырнадцати годам он научился двум вещам: удирать из школы и проходить в кино бесплатно, за его спиной имелся длинный список школ, из которых его исключали за нерадение и внушительное количество просмотренных фильмов и прочитанных книг. Он, которого в школе считали недалеким и неразвитым, поставил себе нелегкую задачу – прочитывать по 3 книги и смотреть 3 фильма в неделю. Он бросает школу и идет работать в продуктовый магазин, а в 16 лет на заработанные деньги открывает киноклуб. Правда денег хватило не надолго. Чтобы продолжать показы и отдать долги, мальчик крадет у отчима пишущую машинку. Естественно, его ловят с поличным. Отчим сдает его в полицию и соглашается забрать его оттуда и оплатить долги при одном условии, если Франсуа в письменной форме пообещает ему бросить кино клуб. Отсидев сутки в полицейском участке Франсуа, соглашается, но не может отказаться от трех, уже заявленных сеансов. И тогда Роллан Трюффо отправляет мальчика в колонию для малолетних преступников. Трюффо спасла дружба с Андре Базеном влиятельным кинокритиком, историком и теоретиком кино, которому позвонил психолог, работавший с подростками в колонии. Он вызволяет талантливого мальчика на свободу, берет на работу секретарем и вводит в киношную среду.

Рассказывая о детстве и юности Франсуа Трюффо, я невольно пересказываю содержание его первого автобиографического фильма «400 ударов», принесшего ему всемирную известность. «Все мои фильмы похожи на меня, писал Трюффо. Это все равно, что моя температура или отпечатки пальцев».

Благодаря Андре Базену, Трюффо начинает печататься в киноведческих журналах и вскоре его имя становиться известным. Казалось, что жизнь Франсуа, наконец-то вошла в какую-то благополучную колею, но не тут-то было. Трюффо делает крутой вираж и последнюю попытку стать таким как все - уходит добровольцем в армию.

В итоге, 2 года мучений, дезертирство и тюрьма, из которой его вызволяет все тот же Андрэ Базен.. Франсуа комиссуют с красноречивой характеристикой: «уволен из армии из-за не стандартного поведения». Трюффо возвращается к статьям о кино и находится в гуще кинематографических событий.

В 1957 Трюффо знакомится на Каннском фестивале с Мадлен Моргенштерн, дочерью богатого и влиятельного французского продюсера и кинопрокатчика. Молодые люди вскоре женятся, а на деньги тестя Франсуа Трюффо снимает свой первый полнометражный фильм — «400 ударов». О чем этот фильм? Он о судьбе 14 – летнего мальчика, Антуана Дуанеля, до которого никому нет дела. По-французски «400 ударов», то же, что по-русски «33 несчастья», а главное несчастье для героя фильма - это равнодушие и отсутствие любви близких ему людей. 14 летний мальчик Жан Прьер Лео, снявшийся в главной роли, станет на долгие годы любимым актером Трюффо, его альтер эго. Он снимется в главных ролях еще в 4-х его автобиографических фильмах.

Премьера фильма «400 ударов» состоялась года на Каннском фестивале в 1959 году. Картина получила приз Каннского фестиваля за режиссуру, "Оскара» за лучший оригинальный сюжет и сценарий и приз американских кинокритиков. С этого фильма начнется мировая известность Трюффо. Он станет вдохновителем «Новой волны» французской кинематографии, эта волна быстро схлынет, но Трюффо будет продолжать снимать. Будут поставлены еще 22 фильма, в которых главным героем всегда будет ранимый, впечатлительный, мятущийся мужчина с «нежной кожей» никак не могущий «в отсутствии любви» приспособиться к реалиям обычной жизни. («Нежная кожа» - это название одного из фильмов Трюффо.) В его картинах будут сниматься лучшие, красивейшие французские актрисы : Жанна Моро, Франсуаза Дорлеак, Катрин Денев, Изабель Аджани, Фани Ардан. Они войдут в жизнь кинорежиссера на краткий миг или надолго как Фанни Ардан, которая стала в последние годы для него всем - музой, гражданской женой и матерью его ребенка.

Ранняя смерть в 54 года не позволяет нам ответить на вопрос смог бы Франсуа Трюффо в конце концов выбраться из ловушки не-любви, этой самой страшной детской травмы.

В одном интервью режиссер скажет: «Я не хочу работать ни над чем, кроме фильмов. Если б я ослеп, я постарался бы продолжать, сотрудничая в создании сценариев.

И добавил: «Я не перестаю мучиться вопросом, который меня терзает более 30 лет: не важнее ли кино - самой жизни».

Себе гениальный режиссер Франсуа Трюффо на этот вопрос, видимо, все-таки ответил – для него, конечно, важнее творчество, которое позволяло жить в созданном им иллюзорном мире, в декорациях очередного фильма, где любят, живут и мучают друг друга его герои.

И, будучи уже смертельно больным, он снимет, свой последний, самый смешной и легкий фильм «Веселенькое воскресенье с красавицей Фани Ардан в главной роли».

Директор картинной галереи МЕОЦ Юлия Королькова.
(по материалам Интернет)

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz