БИЛЛИ УАЙЛДЕР

Билли Уайлдер (Самуил Вильдер) родился 22 июня 1906 года в благополучной еврейской семье управляющего сетью отелей. Поступил учится в Венский университет на факультет права, но через год бросил учебу и стал работать репортером: вел судебные и криминальные хроники в нескольких местных газетах. Набив руку, Самуил уехал в Берлин, где его взяли штатным сотрудником в крупную газету. В это же время Билли пытался пробиться в кино в качестве сценариста.. В 1929 - 33 на немецких студиях по его сценариям было поставлено несколько фильмов. В 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, еврей Уайдлер был вынужден бежать в Париж. В следующем году он через Мексику перебрался в Соединенные Штаты Америки. Его мать и другие члены семьи остались в Европе и погибли в концлагерях. 26-летний Билли прибыл в Голливуд без денег и сязей и несколько лет жил в крайней бедности. Он усиленно изучал й язык и добился того, что его английский стал богаче, чем у многих американцев. Тем не менее, будучи уже знаменитым, Билли не решался в одиночку писать свои сценарии по-английски. Первые 12 лет своей карьеры он работал с соавтором Чарльзом Брэккетом, а следующие 20 лет - с Изом Даймондом. Длительное и плодотворное сотрудничество с Брэккетом дало американскому кино множество ярких сценариев. С 1942 года Уайлдер взял на себя еще и роль режиссера, а Брэккет - продюсера, но сценарии они продолжали писать вместе. Вершиной их сотрудничества стал фильм "Сансет Бульвар". Уже в ранних фильмах Уальдера начал вырисовываться стиль его будущих картин: тщательно проработанные сценарии, отточенные, пронизанные юмором диалоги и великолепная работа всей съемочной группы: оператора, композитора, художника и костюмеров.

После окончания войны в 1945 году Уальдер был направлен в Германию в качестве главы Психологического Отделения Армии США, которое следило за тем, чтобы нацисты не попали на руководящие посты. По Голливуду ходили легенды о язвительном, желчном остроумии мэтра, хочу привести образец. Его спросили, можно ли бывшему нацисту актеру Н. играть в пьесе Христа? Уайлдер ответил: "Можно, но гвозди тогда должны быть настоящими".

Билли Уайлдер с одинаковым успехом снимал: комедии, детективы, трагедии, триллеры и кажется, что его искусство не знает жанровых и стилистических границ. В одном из своих последних интервью Билли Уайлдер так охарактеризовал свою режиссерскую индивидуальность: «Мне скучно катиться все время по одной и той же колее. Как у шахматиста, у меня всегда новые планы. Я люблю делать картины разного рода. Мои фильмы очень трудно копировать или пародировать, потому что невозможно предугадать, что вы увидите в следующей картине".

Но мне кажется, что все фильмы Уальдера объединяет глубокий реализм, густо приправленный горечью. Что немудрено ожидать от человека пережившего страшную войну и потерявшего всех родных в Освенциме. Память об этой трагедии он пронес через всю жизнь.

В 1956 году студия "Парамаунт" предложила Уайлдеру, снимавшему фильм о концлагере, продать его в Западную Германию, правда с одной оговоркой, при дубляже нужно было изменить национальность предателя, Сделать его, не немцем, а, поляком. Студия спрашивала разрешение режиссера, согласен на это изменение. Уайлдер, которого многие считали олицетворением голливудского цинизма, ответил так "У вас что, совсем не осталось стыда, предлагать такое человеку, семья которого погибла в Освенциме? Если я не получу официального извинения, я разрываю свой контракт. От "Парамаунт"извинения не последовало и Уайлдер ушел со студии, на которой он успешно проработал 15 лет.

У Уальдера был нелегкий характер, многим был невыносим его тиранический педантизм и язвительные шуточки, но вот что о себе говорил сам Билли Уайлдер: "Я встаю вовремя, вовремя являюсь на съемки, я не пью, я не храплю, во всяком случае на людях. Я ни разу не пропустил ни одного рабочего дня. Словом, я добросовестный и надежный человек. Талант талантом, но главное - надежность, самая главная вещь", и сам Уайлдер был человеком надежным и верным. С первым своим соавтором он проработал 12 лет и сделал 15 фильмов. Со вторыма следующие 20 лет - с Изом Даймондом. работал до конца жизни. После неудачного первого брака он в 1949 году женился на актрисе Одри Янг и прожил с ней 50 лет до самой смерти.

Фильмы Уалдера были необычайно популярны в Америке, но в 60х годах популярность Уальдера пошла на убыль.

В это время в Голливуде воцарилось новое поколение кинорежиссеров, Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Брайан Де Пальма. Милош Форман среди которых Билли Уайлдеру не нашлось места. Из действующих режиссеров его перевели в статус легенды. Ему вручали награды и призы, в том числе престижный приз за достижения в области искусств, но при этом Голливуд не давал ему денег на съемки. А Уайлдер говорил, что променял бы все свои призы на возможность снять еще один фильм. Он приходил много лет подряд каждый день в студию и ждал предложений. Но их не было. За свою кинематографическую жизнь он 20 раз выдвигался на премию Оскар, и семь раз был ее удостоен, в 1960 году он стал обладателем сразу трех статуэток как режиссер, продюсер и соавтор сценария фильма "Квартира".

Среди других наград, были премия Дэвида Гриффита Американской режиссерской гильдии, премия за достижения всей жизни от Американского института киноискусства, специальная премия "Оскар" имени Ирвинга Тальберга.

Михаил Ильич Ромм говорил, что режиссеры по краткости жизни занимают второе место после летчиков-испытателей, но у всякого правила есть свои счастливые исключения. Билли Уайлдеру повезло, дожив до 95 лет он дождался новой волны славы и интереса к своим фильмам.

"Бульвар Сансет" является одной из наиболее почитаемых работ Уайлдера. Это пронзительная и правдивая лента о жизни Голливуда, о том, как горько быть когда-то знаменитой и пережить свою славу, как горько стареть и быть богатой, но абсолютно одинокой. Этот фильм настолько беспощадно и точно показывает голливудскую кухню, что вызвал совсем неоднозначную реакцию. Луис Майер, глава Мейер Голден Майер был настолько выведен из себя этим фильмом что топал ногами и кричал «Следовало бы высечь этого Уайлдера, выгнать бы его прочь из нашего города! Он покрыл позором город, который вскормил его». Фильм совершенен он трагический и, в то же время, иронический автопортрет Голливуда.

Директор картинной галереи МЕОЦ Юлия Королькова.
(по материалам Интернет)

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz