МИЛИЦА КОРЬЮС и ДМИТРИЙ ТЁМКИН
Милица
Корьюс
родилась
в
Варшаве,
в
1909
году
в
семье
эстонского
офицера
Артура
Корьюса
и
польской
дворянки
из
древнего
и
обедневшего
рода.
Отец
был
очень
талантливым
человеком
-
знал
несколько
языков,
пел
и
прекрасно
играл
на
скрипке.
Семья
кочевала
по
России
и
жила
там,
где
служил
отец,
а
потом
осела
в
Петербурге.
После
развода
родителей
Милица
переезжает
с
матерью
в
Киев,
где
учится
в
музыкальной
школе
и
выступает
в
украинской
капелле
Думка
аж
до
1927
года.
Артур
Корьюс,
присягавший
на
верность
императору,
отказывается
после
революции
сотрудничать
с
большевиками
и
возвращается
на
родину
в
Эстонию,
куда
в
1928
к
отцу
переезжает
17-
летняя
будущая
звезда.
Она
продолжает
заниматься
пением
и
дебютирует
на
оперной
сцене,
но
большого
успеха
не
имеет…
из-за
незнания
эстонского
языка.
Милицы
очень
красива,
у
нее
легкий,
солнечный,
жизнерадостный
характер,
и
она
удачно
выходит
замуж
за
барона
Гуно
Фолша
и
переезжает
с
ним
в
Германию,
где
и
началось
стремительное
восхождение
на
артистический
Олимп
солистка
Магдебургской
оперы,
солистка
Берлинской
оперы,
триумфальные
выступления
в
Вене.
Всего
за
несколько
лет
она
становится
звездой
европейской
величины.
Критика
считает
Милицу
Корьюс
лучшим
колоратурным
сопрано
мира.
Одна
за
другой
выходят
пластинки
с
записями
ее
голоса.
Берлинского
соловья
выискивает
для
фильма
«Большой
вальс»
продюсер
Метро
Годвин
Майер
Ирвинг
Тальберг,
он
посылает
ей
телеграмму,
которая
поразила
певицу
своей
краткостью:
«Вы
необходимы
всего
для
одного
фильма.
Да
или
нет?»
Певица
вспоминала:
«В
тот
день
я
пела
в
«Волшебную
флейту
Моцарта
и
какое-то
волшебное
предчувствие
охватило
меня,
и я
ответила
согласием.
Фильм
вышел
на
экраны
в
1938
году
и
имел
оглушительный
мировой
успех.
Певица
на
время
оставила
сцену
и
снялась
еще
в
трех
фильмах,
однако
для
всех
зрителей
она
осталась
божественной,
ослепительной
Карлой
Доннер
из
Большого
вальса.
Корьюс
вернулась
на
сцену,
пела
в
Метрополитен-опере,
но
автомобильная
катастрофа
прервала
ее
блестящую
оперную
карьеру.
Она
записывает
сольные
пластинки
и
изредка
выступает
с
сольными
концертами.
Умерла
в
1980
году.
Когда
после
войны
на
экраны
СССР
вышел
Большой
вальс,
то
его
показ
предваряла
надпись
«Этот
фильм
взят
в
качестве
трофея
при
разгроме
немецко-фашистских
войск
под
Берлином».
«Большой
вальс»,
абсолютная
мистификация,
не
имеющая
ничего
общего
с
подлинной
биографией
знаменитого
композитора.
Не
было
Карлы
Доннер,
не
было
преданной
одной
единственной
жены,
дожившей
с
ним
до
преклонных
лет,
а
была
сложносочиненная
биография
композитора,
напоминавшая
скорее
детектив,
чем
дамский
роман.
Главным
действующим
лицом
в
фильме
Дювивье
стала
музыка
Йогана
Штрауса.
Ее
адаптировал,
осовременил
и
аранжировал
для
фильма
Дмитрий
Темкин
знаменитый
американский
композитор,
создатель
саундтреков
к
140
фильмам,
22 –
х
кратный
номинант
на
премию
Оскар
и
обладатель
4
статуэток
за
лучшую
музыку
и
лучшую
песню.
Дмитрий
Темкин,
родился
в
еврейской
семье
в
Петербурге
в
1894
году.
Его
отец
врач
Зиновий
Тёмкин,
мать
пианистка
и
педагог.
Начальное
музыкальное
образование
Дмитрий
получил
от
своей
матери
и
уже
к
тринадцати
годам
стал
студентом
Петербургской
консерватории.
Но
музыкальные
пристрастия
юного
студента
не
ограничивались
только
классической
музыкой,
он
аккомпанирует
балетной
труппе,
таперствует
в
синематографе,
и
даже
пробует
себя
как
джазовый
пианист
в
знаменитом
артистическом
петербургском
кафе
«Бродячая
собака».
В
1917
году
23
–летний
Дмитрий
в
центре
событий,
хотя
как
он
говорил,
что
у
него
не
было
никаких
определенных
политических
взглядов,
просто
он
думал,
что
свобода
это
хорошо.
Больше
всего
его
заботили
две
вещи:
как
выжить
и
как
иметь
возможность
заниматься
любимым
делом.
Послереволюционный
подъем
искусства,
рождал
новые
невиданные
формы
и
молодой
пианист
ставил
масштабные
музыкальные
действа
вроде
«Мистерии
освобождённого
труда»
или
«Взятие
Зимнего
дворца»,
в
которых
были
задействованы
тысяча
артистов
и
500
музыкантов.
« Я
жил
при
большевиках
почти
два
года.
Писал
в
воспоминаниях
композитор,
Это
было
трудное
время,
но
чувство
юмора
у
русских
людей
не
пропадало
и
помогало
выживать.
Мы
постоянно
обменивались
шутками
о
большевиках.
Вот,
например,
одна,
что
я
запомнил
Мадам
Успенская,
я
хочу
отпроситься
на
вечер,
чтобы
сходить
в
оперу.
Она
в
гневе
кричит
на
него:
-
Что
значит
мадам
Успенская?
Вы
что
забыли,
что
буржуазные
обращения
теперь
запрещены?
-
Товарищ
Успенская,
я
прошу
прощения!
Я
совершил
серьезную
ошибку.
Тем
не
менее,
я
все-таки
хочу
сходить
в
оперу.
-
Хорошо,
я не
возражаю.
А на
какую
оперу
вы
собираетесь?
В
своих
воспоминаниях
Темкин
рассказывает
историю,
которая
очень
напоминает
эпизод
из
знаменитого
фильма
«Унесенные
ветром».
В
революционную
голодуху
были
снесены
на
барахолку
и
обменены
на
продукты,
консерваторский
мундир
со
шпагой,
все
приличные
костюмы,
шляпы
и
обувь.
Один
единственный
костюм
превратился
в
лохмотья.
Купить
что-то
было
почти
невозможно,
но в
Петербурге
еще
оставались
замечательные
портные
и
Дмитрий,
сняв
шторы
с
огромных
окон,
отправился
к
мастеру.
«Я
показал
ему
пару
больших
штор
из
моей
комнаты
– то
немногое,
что
у
меня
ещё
оставалось.
Он
взял
их в
руки
и с
большим
уважением
покачал
головой.
Шторы
были
плотные,
сделаны
из
прекрасного
материала,
там
была
шерсть
и
шелк
– но
цвет
превосходил
по
своей
яркости
даже
самую
зеленую
траву.
Когда
они
висели
на
окне
моей
комнаты,
то
это
была
услада
для
глаз
–
яркое
изумрудное
пятно,
особенно
в
солнечный
день.
-
Материал
великолепен,
хотя
для
костюма
не
очень
подходит
– но
вот
цвет…
-
сказал
он.
Меня
это
не
волновало.
Люди
в
городе
ходили,
одетые
кто
во
что
горазд
– по
большей
части
в
какие-то
обноски
и
тряпье.
Старый
Санкт-Петербург
славился
своим
изысканным
вкусом
– но
это
осталось
в
прошлом.
Мы
договорились
об
оплате
–
продуктами,
которые
я
сумел
добыть
на
черном
рынке
– и
он
приступил
к
работе.
Он
оказался
отличным
портным
и
построил
костюм
великолепного
кроя,
сидевший
на
мне
просто
идеально.
Будь
костюм
серым,
темно-синим
или
коричневым
–
это
был
бы
верх
элегантности,
но
невыносимо
яркий
зеленый
цвет
превращал
его
в
какой-то
костюм
для
балета.
Я
чувствовал
себя
клоуном
на
арене.
Но
он
был
теплым,
и
мне
не
грозила
участь
остаться
голым.
Костюм
«гармонировал»
с
ботинками
–
они
были
сделаны
из
старых
автомобильных
покрышек.
Я
уже
не
помню,
где
я их
нашел,
но
сапожник
сделал
все
возможное,
чтобы
это
было
похоже
на
обувь
В
этом
наряде
Темкин,
чудом
избежавший
расстрела
в
Гатчинской
тюрьме
уехал
к
отцу
в
Германию.
В
1924
году
Дмитрий
Тёмкин,
как
концертирующий
пианист
отправился
на
гастроли
в
Париж,
а
вскоре,
эмигрировал
в
Соединённые
Штаты.
Первое
время
он
акампонировал
балетной
труппе,
которую
возглавляла
балерина
и
хореограф
Альбертина
Раш,
вскоре
ставшая
вскоре
его
женой.
Кинематографическая
карьера
Дмитрия
Тёмкина
началась
в
тридцатые
годы
и он
очень
быстро
стал
одним
из
самых
заметных
композиторов
Голливуда.
В то
время
в
Америке
победно
шествовал
джаз,
гремели
имена
Ирвина
Берлина,
Джорджа
Гершвина,
Бенни
Гудмана
и
Гленна
Миллера.
Потомки
эмигрантов
из
еврейских
местечек
создавали
новую
американскую
музыку.
Я
слышала
такой
термин
от
теоретика
джаза
Алексея
Баташева
- «афроидиш».
Он
считает,
что
истоки
джаза
нужно
поискать
в
импровизационной
музыкальной
стихии
двух
гонимых
народов
испытавших
рабство
и
лишения.
В
этой
музыке
есть
особая
грусть,
чувствительность
и
то,
что
называется
смехом
сквозь
слезы.
Темкин
принес
эту
музыкальную
культуру
в
кино.
Он
написал
много
музыки
для
вестернов,
этого
стопроцентно
американского
кинематографического
жанра
и
забавно,
что
знаменитый
дух
Дикого
Запада
воплотил
для
кино
еврейский
композитор.
А на
часто
задаваемый
вопрос,
как
он,
выходец
из
России,
может
так
тонко
чувствовать
поэтику
равнин
американского
Запада,
Тёмкин
отвечал
со
своим
знаменитым
«борщевым
акцентом»«
Бикоз,
Степь
она
и
есть
степь!».
Самая
его
известная
работа
1930-х
годов
-
«Большой
вальс»,
он
превратил
музыку
Йогана
Штрауса
в
нечто
волшебное,
упоительное,
сказочное,
придав
ей
новое,
современное
звучание.
Кстати,
партию
скрипки
в
этом
фильме
исполняет
Яша
Хейфец.
Триумфальной
для
Дмитрия
Тёмкина
стала
церемония
Оскара
1953
года.
Композитор
получил
сразу
две
золотые
статуэтки:
за
музыку
к
вестерну
«Ровно
в
полдень»
(1952)
и за
песню
«Do
Not
Forsake
Me»
из
этого
же
фильма.
Темкин
был
веселым,
хлебосольным
человеком,
по
Голливуду
даже
гуляла
фраза:
Вы
все
не
знаете,
что
такое
быть
гостем,
пока
не
побывали
в
гостях
у
Тёмкина.
Он
не
считал
себя
гением,
не
принимал
себя
слишком
всерьез,
поэтому
мне
хочется
привести
его
речь
на
вручении
Оскара.
«Дело
в
том,
что
над
кинокомпозиторами
всегда
исподтишка
посмеивались
за
то,
что
они
компилируют,
а
деньги
получают,
как
за
оригинальную
музыку.
Я в
той
части
короткой
речи,
где
принято
благодарить
коллег
и
родных
сказал,
что
я
благодарю
Бетховена,
Равеля,
Чайковского,
Мусоргского,
Верди,
Бизе
и
многих
других
композиторов,
которые
помогли
получить
мне
эту
награду.
На
этом
месте
моя
речь
прервалась
гомерическим
хохотом,
и
договорить
мне
не
удалось.
Некоторые
коллеги
перестали
со
мной
разговаривать.»
Удивительная
жизнь
Темкина
в
Америке
пришла
к
концу
со
смертью
его
жены
в
1967
году.
Когда
он
возвращался
после
похорон,
на
него
напали
грабители.
Вероятно,
он
воспринял
это
как
знак
свыше:
продал
дом
и
вернулся
в
Европу.
Он
поселился
в
Лондоне
в
тихом
районе
и
женился
на
молодой
прелестной
англичанке.
Последней
его
работой
в
большом
кино
стала
музыка
к
биографическому
фильму
Игоря
Таланкина
«Чайковский».
В
1971
году
он
впервые
с
1921-ого
приехал
на
Родину.
1979
году
умер
в
возрасте
86
лет.
Директор картинной
галереи МЕОЦ
Юлия
Королькова.
(по
материалам Интернет)
|
|