МИЛИЦА КОРЬЮС и ДМИТРИЙ ТЁМКИН

Милица Корьюс родилась в Варшаве, в 1909 году в семье эстонского офицера Артура Корьюса и польской дворянки из древнего и обедневшего рода. Отец был очень талантливым человеком - знал несколько языков, пел и прекрасно играл на скрипке. Семья кочевала по России и жила там, где служил отец, а потом осела в Петербурге. После развода родителей Милица переезжает с матерью в Киев, где учится в музыкальной школе и выступает в украинской капелле Думка аж до 1927 года.

Артур Корьюс, присягавший на верность императору, отказывается после революции сотрудничать с большевиками и возвращается на родину в Эстонию, куда в 1928 к отцу переезжает 17- летняя будущая звезда. Она продолжает заниматься пением и дебютирует на оперной сцене, но большого успеха не имеет… из-за незнания эстонского языка. Милицы очень красива, у нее легкий, солнечный, жизнерадостный характер, и она удачно выходит замуж за барона Гуно Фолша и переезжает с ним в Германию, где и началось стремительное восхождение на артистический Олимп солистка Магдебургской оперы, солистка Берлинской оперы, триумфальные выступления в Вене. Всего за несколько лет она становится звездой европейской величины. Критика считает Милицу Корьюс лучшим колоратурным сопрано мира. Одна за другой выходят пластинки с записями ее голоса.

Берлинского соловья выискивает для фильма «Большой вальс» продюсер Метро Годвин Майер Ирвинг Тальберг, он посылает ей телеграмму, которая поразила певицу своей краткостью: «Вы необходимы всего для одного фильма. Да или нет?» Певица вспоминала: «В тот день я пела в «Волшебную флейту Моцарта и какое-то волшебное предчувствие охватило меня, и я ответила согласием.

Фильм вышел на экраны в 1938 году и имел оглушительный мировой успех. Певица на время оставила сцену и снялась еще в трех фильмах, однако для всех зрителей она осталась божественной, ослепительной Карлой Доннер из Большого вальса.

Корьюс вернулась на сцену, пела в Метрополитен-опере, но автомобильная катастрофа прервала ее блестящую оперную карьеру. Она записывает сольные пластинки и изредка выступает с сольными концертами.

Умерла в 1980 году.

Когда после войны на экраны СССР вышел Большой вальс, то его показ предваряла надпись «Этот фильм взят в качестве трофея при разгроме немецко-фашистских войск под Берлином».

«Большой вальс», абсолютная мистификация, не имеющая ничего общего с подлинной биографией знаменитого композитора. Не было Карлы Доннер, не было преданной одной единственной жены, дожившей с ним до преклонных лет, а была сложносочиненная биография композитора, напоминавшая скорее детектив, чем дамский роман. Главным действующим лицом в фильме Дювивье стала музыка Йогана Штрауса. Ее адаптировал, осовременил и аранжировал для фильма Дмитрий Темкин знаменитый американский композитор, создатель саундтреков к 140 фильмам, 22 – х кратный номинант на премию Оскар и обладатель 4 статуэток за лучшую музыку и лучшую песню.

Дмитрий Темкин, родился в еврейской семье в Петербурге в 1894 году. Его отец врач Зиновий Тёмкин, мать пианистка и педагог. Начальное музыкальное образование Дмитрий получил от своей матери и уже к тринадцати годам стал студентом Петербургской консерватории. Но музыкальные пристрастия юного студента не ограничивались только классической музыкой, он аккомпанирует балетной труппе, таперствует в синематографе, и даже пробует себя как джазовый пианист в знаменитом артистическом петербургском кафе «Бродячая собака».

В 1917 году 23 –летний Дмитрий в центре событий, хотя как он говорил, что у него не было никаких определенных политических взглядов, просто он думал, что свобода это хорошо. Больше всего его заботили две вещи: как выжить и как иметь возможность заниматься любимым делом. Послереволюционный подъем искусства, рождал новые невиданные формы и молодой пианист ставил масштабные музыкальные действа вроде «Мистерии освобождённого труда» или «Взятие Зимнего дворца», в которых были задействованы тысяча артистов и 500 музыкантов.

« Я жил при большевиках почти два года. Писал в воспоминаниях композитор, Это было трудное время, но чувство юмора у русских людей не пропадало и помогало выживать. Мы постоянно обменивались шутками о большевиках. Вот, например, одна, что я запомнил

Мадам Успенская, я хочу отпроситься на вечер, чтобы сходить в оперу.

Она в гневе кричит на него:

- Что значит мадам Успенская? Вы что забыли, что буржуазные обращения теперь запрещены?

- Товарищ Успенская, я прошу прощения! Я совершил серьезную ошибку. Тем не менее, я все-таки хочу сходить в оперу.

- Хорошо, я не возражаю. А на какую оперу вы собираетесь?

- Товарищ Баттерфляй!»

В своих воспоминаниях Темкин рассказывает историю, которая очень напоминает эпизод из знаменитого фильма «Унесенные ветром». В революционную голодуху были снесены на барахолку и обменены на продукты, консерваторский мундир со шпагой, все приличные костюмы, шляпы и обувь. Один единственный костюм превратился в лохмотья. Купить что-то было почти невозможно, но в Петербурге еще оставались замечательные портные и Дмитрий, сняв шторы с огромных окон, отправился к мастеру.

«Я показал ему пару больших штор из моей комнаты – то немногое, что у меня ещё оставалось. Он взял их в руки и с большим уважением покачал головой. Шторы были плотные, сделаны из прекрасного материала, там была шерсть и шелк – но цвет превосходил по своей яркости даже самую зеленую траву. Когда они висели на окне моей комнаты, то это была услада для глаз – яркое изумрудное пятно, особенно в солнечный день.

- Материал великолепен, хотя для костюма не очень подходит – но вот цвет… - сказал он.

Меня это не волновало. Люди в городе ходили, одетые кто во что горазд – по большей части в какие-то обноски и тряпье. Старый Санкт-Петербург славился своим изысканным вкусом – но это осталось в прошлом.

Мы договорились об оплате – продуктами, которые я сумел добыть на черном рынке – и он приступил к работе. Он оказался отличным портным и построил костюм великолепного кроя, сидевший на мне просто идеально. Будь костюм серым, темно-синим или коричневым – это был бы верх элегантности, но невыносимо яркий зеленый цвет превращал его в какой-то костюм для балета. Я чувствовал себя клоуном на арене. Но он был теплым, и мне не грозила участь остаться голым. Костюм «гармонировал» с ботинками – они были сделаны из старых автомобильных покрышек. Я уже не помню, где я их нашел, но сапожник сделал все возможное, чтобы это было похоже на обувь

В этом наряде Темкин, чудом избежавший расстрела в Гатчинской тюрьме уехал к отцу в Германию.

В 1924 году Дмитрий Тёмкин, как концертирующий пианист отправился на гастроли в Париж, а вскоре, эмигрировал в Соединённые Штаты. Первое время он акампонировал балетной труппе, которую возглавляла балерина и хореограф Альбертина Раш, вскоре ставшая вскоре его женой.

Кинематографическая карьера Дмитрия Тёмкина началась в тридцатые годы и он очень быстро стал одним из самых заметных композиторов Голливуда. В то время в Америке победно шествовал джаз, гремели имена Ирвина Берлина, Джорджа Гершвина, Бенни Гудмана и Гленна Миллера. Потомки эмигрантов из еврейских местечек создавали новую американскую музыку. Я слышала такой термин от теоретика джаза Алексея Баташева - «афроидиш». Он считает, что истоки джаза нужно поискать в импровизационной музыкальной стихии двух гонимых народов испытавших рабство и лишения. В этой музыке есть особая грусть, чувствительность и то, что называется смехом сквозь слезы. Темкин принес эту музыкальную культуру в кино. Он написал много музыки для вестернов, этого стопроцентно американского кинематографического жанра и забавно, что знаменитый дух Дикого Запада воплотил для кино еврейский композитор. А на часто задаваемый вопрос, как он, выходец из России, может так тонко чувствовать поэтику равнин американского Запада, Тёмкин отвечал со своим знаменитым «борщевым акцентом»« Бикоз, Степь она и есть степь!».

Самая его известная работа 1930-х годов - «Большой вальс», он превратил музыку Йогана Штрауса в нечто волшебное, упоительное, сказочное, придав ей новое, современное звучание. Кстати, партию скрипки в этом фильме исполняет Яша Хейфец.

Триумфальной для Дмитрия Тёмкина стала церемония Оскара 1953 года. Композитор получил сразу две золотые статуэтки: за музыку к вестерну «Ровно в полдень» (1952) и за песню «Do Not Forsake Me» из этого же фильма. Темкин был веселым, хлебосольным человеком, по Голливуду даже гуляла фраза: Вы все не знаете, что такое быть гостем, пока не побывали в гостях у Тёмкина. Он не считал себя гением, не принимал себя слишком всерьез, поэтому мне хочется привести его речь на вручении Оскара.

«Дело в том, что над кинокомпозиторами всегда исподтишка посмеивались за то, что они компилируют, а деньги получают, как за оригинальную музыку. Я в той части короткой речи, где принято благодарить коллег и родных сказал, что я благодарю Бетховена, Равеля, Чайковского, Мусоргского, Верди, Бизе и многих других композиторов, которые помогли получить мне эту награду. На этом месте моя речь прервалась гомерическим хохотом, и договорить мне не удалось. Некоторые коллеги перестали со мной разговаривать.»

Удивительная жизнь Темкина в Америке пришла к концу со смертью его жены в 1967 году. Когда он возвращался после похорон, на него напали грабители. Вероятно, он воспринял это как знак свыше: продал дом и вернулся в Европу. Он поселился в Лондоне в тихом районе и женился на молодой прелестной англичанке.

Последней его работой в большом кино стала музыка к биографическому фильму Игоря Таланкина «Чайковский». В 1971 году он впервые с 1921-ого приехал на Родину.

1979 году умер в возрасте 86 лет.

Директор картинной галереи МЕОЦ
Юлия Королькова.
(по материалам Интернет)

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz