Олтон
Гленн
Миллер
родился
1 марта
1904
года в
маленьком
американском
городке
Кларинде
в бедной
еврейской
семье .
Отец
Гленна
был
мягким,
добрым,
работящим
человеком,
но у
него
как-то
не
получалась
привести
в
порядок
свои
дела.
Все
заботы
по дому
и 4-х
детях
выпали
на долю
маленькой,
энергичной,
волевой,
энергичной
Мэри Лу.
В семье
Миллеров
трудились
все,
например,
в
обязанности
Гленна
входила
топка
печей и
мытье
полов в
школе и
дойка
соседской
коровы.
Семья
колесила
по
Америке
в
поисках
работы,
меняя
один
маленький
городок
на
другой.
Частенько
там не
было
даже
школы,
тогда
неутомимая
Мэгги
учила
детей
сама. В
семье
было не
до
сантиментов,
мать
приучила
Гленна к
внешней
сдержанности,
трудолюбию
и он
смолоду
с
упорством
американских
первопроходцев,
привык
добиваться
того,
что ему
казалось
необходимым.
Семья
была
музыкальной,
музицировала
Мэгги,
распевая
духовные
псалмы,
старший
сын
играл на
кларнете,
а Гленн
подыгрывал
ему на
тромбоне.
Учеба
давалась
мальчику
с
трудом,
успехи
были
более
чем
скромными,
Гленн
бредил
музыкой
и даже с
вручения
аттестатов
умудрился
удрать,
чтобы
поиграть
на
танцах.
Несмотря
ни на
что он
все-таки
поступил
в
университет,
но
по-моему
только
для того
чтобы
начать
играть в
студенческом
оркестре
и
познакомиться
со своей
будущей
женой.
Ею стала
Хелен
Берджер.
Привлекательная,
мягкая,
дипломатичная,
молчаливая
– она
стала
настоящей
хранительницей
их
семейного
очага. О
них
говорили
так –
«Мы
никогда
не
видели,
супругов,
которые
разговаривали
так
мало, но
чувствовали
так
много».
Промаявшись
в
Колорадо
два
года,
Миллер
перебирается
в
Нью-йорк,
тогдашнюю
музыкальную
столицу
Америки.
Прежде
чем
Миллер
создал
свой
знаменитый
бэнд, он
переиграл
на
тромбоне
во
многих
известных
и
неизвестных
оркестрах.
Его друг
так
описывает
Гленна
Миллера
той
поры:
Его
любимой
книгой
была
Библия,
он очень
любил
деньги,
любил
удить
форель,
играть в
бейсбол,
слушать
хорошую
музыку и
спать
допоздна.
Он
терпеть
не мог
отсутствия
свинга в
музыке,
ранние
утренние
телефонные
звонки,
предпочитая
спать до
полудня
и фразу
губ бай.
Его
любимым
изречением
были
слова
Дюка
Эллингтона:
Это не
вещь,
если в
ней нет
свинга.
Великая
депрессия
1929
года
многих
лишила
работы,
но люди
все
равно
хотели
радоваться,
танцевать
и
слушать
хорошую
музыку,
которая
внушала
бы им
надежду
и
поднимала
настроение.
Америка
так же
неистово
танцевала
в
Великую
депрессию,
как
немеренно
пила в
период
сухого
закона.
Быть
может,
именно
свинг
позволил
сохранить
американцам
свойственный
им
оптимизм
и веру в
себя.
Свой
первый
бэнд
Миллер
собрал в
1939
году, но
успеха
не
добился,
через 2
года
собрал
новый и
тут его
ждал
триумф.
Он
создал
свое
фирменное
«миллеровское»
звучание,.
Бигбэнд
Гленна
Миллера
издавал
слаженный
и мощный
звук,
который
скоро
стали
называть
«звуком
Миллера».
Совершенство
было
достигнуто
всего за
четыре
года.
Именно
столько
времени
существовал
коллектив
Гленна
Миллера
- со
времени
первой
записи в
1938
году до
финального
концерта
в 1942,
когда
Миллер
распустил
самый
успешный
оркестр
за всю
историю
Америки,
чтобы
вступить
в
действующую
армию.
За
четыре
года они
записали
столько
песен,
что
сейчас
едва
влезает
на 14 CD.
Гленн
Миллер
жаловался
друзьям,
что у
него с
утра
репетиция
оркестра,
затем
запись в
студии
грамзапись
новых
пластинок,
после
обеда
выступление
на радио
в прямом
эфире, а
вечером
концерт».
В
оркестре
царила
железная
дисциплина.
""Гленн
был
солдатом
задолго
до того,
как
пошел в
армию"
сказал о
нем один
из его
музыкантов.
Гленн
Миллер
мало
походил
на
джазмена,
благообразные
черты
лица,
тонкие
губы,
старомодная
металлическая
оправа
очков,
элегантный
костюм,
безупречная
стрижка,
предупредительные,
корректные
манеры и
фирменный
платочек,
выглядывающий
из
кармашка
пиджака.
Всегда
вежлив,
любезен,
спокоен
и
доброжелателен.
У него
была
редкая
для
джазмена
репутация
трезвенника,
однажды
его даже
попросили
покинуть
бар, в
котором
он сидел
и слушал
музыку с
чашечкой
кофе и
тем
самым
смущал
подвыпивших
посетителей.
Музыка
оркестра
Г.М. не
менее
обманчива,
чем его
внешность,
он не
позволял
музыкантам
импровизировать
и
выбиваться
из
ансамбля,
говоря
что
"Чего я
точно не
потерплю
- так
это
примадонн".
Один из
музыкантов
вспоминал:
Мы
тщательно
репетировали
аранжировки,
по
тысячи
раз
оттачивая
каждый
такт. Он
был
жестким
и
необычайно
педантичным
лидером,
в его
оркестре
царила
железная
дисциплина.
На сцене
не
должно
быть
никаких
разговоров,
платки в
нагрудных
карманах
пиджаков
должны
были
соответствовать
цвету
носков и
выглядывать
из
карманов
определенным
образом
ни
дюймом
выше, ни
дюймом
ниже.
Между
собой мы
называли
его
«Демон».
На волне
успеха в
1941
году
кино
кампания
20 век
Фокс
снимает
знаменитую
«Серенаду
Солнечной
долины,
которая
была
номинирована
на Оскар
в 4-х
номинациях.
Было
продано
около
1000000
пластинок
с
мелодиями
из этого
фильма и
Миллер
получает
свой
первый
золотой
диск.
После
вступления
США в
войну с
Японией
в
декабре
1941
года
Гленн
Миллер
находящийся
на пике
популярности,
подает
прошение
в
действующую
армию,
ему
отказали,
ведь 38
лет
далеко
не
призывной
возраст.
Тогда
Гленн
отправляет
письмо в
Мин.Обороны,
в
котором
предлагает
создать
армейский
оркестр»
чтобы
вдохнуть
немного
энергии
в ноги
марширующих
солдат и
немного
больше
радости
в их
сердца.»
На этот
раз его
предложение
принято
и
знаменитый
оркестр
дает
последний
концерт.
Музыканты
играли с
трудом,
певица
не
смогла
допеть,
захлебнулась
рыданиями
и
убежала
со
сцены.
Дали
Занавес.
Гленн,
известный
своей
сухостью
и
твердостью,
отвернулся
от
оркестра,
чтобы не
расплакаться
самому и
увидел
зрителей,
из глаз
которых
градом
текли
слезы.
Потом он
вспоминал:
Я мог
вынести
все; всю
боль
разрушения
того,
что мы
строили
столько
лет - но
зрелища
этих
плачущих
ребят в
зале я
выдержать
не
смог".
Но как
бы то ни
было в
сентябре
1942
года
музыкант
уже в
войсках
ВВС.
Из
письма
новобранца
Гленна
Миллера:
Обучение
идет
хорошо,
я
научился
многим
армейским
порядкам:
умею
заправлять
койку,
чищу
свои
ботинки,
подметаю
пол и
марширую
строем в
отхожее
место с
превосходным
результатом».
Гленну
не сразу
удалось
создать
свой
настоящий
военный
оркестр
с
хорошим
репертуаром,
потому
что
военное
руководство
точно
знало
какая
музыка
нужна
солдатом,
а какая
нет. Но
энергия
и
упорство
Миллера
способно
преодолеть
даже
армейскую
косность.
Объединив
2
военных
оркестра,
он
создал
гигантский
биг-бэнд
-
Армейский
оркестр
военно-воздушных
сил. К
нему
были
приписаны
самые
талантливые
певцы и
музыканты,
призванные
на
военную
службу.
В июле
Миллер с
оркестром
был
направлен
в
Лондон,
где
размещался
штаб
американских
вооруженных
сил в
Европе.
«Дорогой
Джордж,
писал
своему
другу
Гленн, я
давно
собираюсь
тебе
написать,
но был
ужасно
занят
все
время. В
течении
августа
мы дали
35
концертов,
а в
«свободное
время»
сделали
44
передачи.
Ребята
просто
валятся
с ног от
усталости,
но
реакция
на наши
передачи
столь
бурная,
что это
позволяет
преодолевать
все
трудности.»
Командование
ВВС
использовало
пьесы из
репертуара
оркестра
Миллера
в
качестве
радиомаяков,
помогавших
экипажам
самолетов
ориентироваться
в
условиях
плохой
видимости.
Наибольшей
популярностью
у
летчиков
пользовались
мелодии
«American
Patrol»
(«Американский
патруль»)
и «In
The Mood»
(«В
настроении»).
Война
близилась
к концу,
освободили
Париж и
на
Рождество
оркестр
должен
был
выступить
в
знаменитой
Олимпии.
Миллер
хотел
вылететь
пораньше,
чтобы
подготовить
все к
выступлению.
Он
нервничал,
выглядел
уставшим,
сильно
похудел
и
военная
форма
болталась
на нем
мешком.
Незадолго
до
отлета
он
сказал
своему
другу:
у меня
сильное
предчувствие,
что я
больше
не увижу
Хелен. Я
знаю,
что это
звучит
странно,
но
именно
такое
чувство
я
испытываю
с
недавних
пор. Ты
знаешь
удача
Миллера
была
феноменальной
последние
5 лет,
но если
она мне
изменит,
меня не
станет.
Мне
кажется,
что одна
из бомб
несет на
себе мое
имя.»
15
декабря
1944
года
маленький
одномоторный
самолет
вылетел
из
Англии с
3
пассажирами
на
борту.
Погода
была
ужасной,
стоял
густой
туман,
было
холодно
и даже
птицы не
летали.
Самолет
так и не
достиг
берегов
Франции,
его след
затерялся
где-то
над Ла
Маншем.
Существует
не мало
версий о
смерти
майора
Миллера,
но мне
кажется
наиболее
правдоподобной,
что его
самолет
стал
жертвой
бомб,
сброшенной
английской
авиацией.
Ему было
всего 40
лет.
С той
поры
прошло
66 лет,
но его
оркестр
существует
и по сей
день. В
нем нет
ни
одного
музыканта,
знавшего
Гленна
Миллера,
но это
по-прежнему
один из
лучших
биг-бэндов
Америки.
Музыковеды
спорят
джаз это
или не
джаз,
сравнивая
его с
Бенни
Гудманом
или
Дюком
Эллингтоном.
Может в
его
музыке и
мало
джаза,
но зато
много
Гленна
Миллера.
И
сегодня
мы с
наслаждением
слушаем
его
музыку,
в
которой
заряжена
такая
добрая
энергия
и
готовность
к
радости,
что не
откликнуться
на нее
нашим
сердцам
невозможно.
Директор картинной
галереи МЕОЦ
Юлия
Королькова.
(по
материалам Интернет)