ГЛЕНН МИЛЛЕР

Олтон Гленн Миллер родился 1 марта 1904 года в маленьком американском городке Кларинде в бедной еврейской семье .

Отец Гленна был мягким, добрым, работящим человеком, но у него как-то не получалась привести в порядок свои дела. Все заботы по дому и 4-х детях выпали на долю маленькой, энергичной, волевой, энергичной Мэри Лу. В семье Миллеров трудились все, например, в обязанности Гленна входила топка печей и мытье полов в школе и дойка соседской коровы. Семья колесила по Америке в поисках работы, меняя один маленький городок на другой. Частенько там не было даже школы, тогда неутомимая Мэгги учила детей сама. В семье было не до сантиментов, мать приучила Гленна к внешней сдержанности, трудолюбию и он смолоду с упорством американских первопроходцев, привык добиваться того, что ему казалось необходимым.

Семья была музыкальной, музицировала Мэгги, распевая духовные псалмы, старший сын играл на кларнете, а Гленн подыгрывал ему на тромбоне.

Учеба давалась мальчику с трудом, успехи были более чем скромными, Гленн бредил музыкой и даже с вручения аттестатов умудрился удрать, чтобы поиграть на танцах.

Несмотря ни на что он все-таки поступил в университет, но по-моему только для того чтобы начать играть в студенческом оркестре и познакомиться со своей будущей женой. Ею стала Хелен Берджер. Привлекательная, мягкая, дипломатичная, молчаливая – она стала настоящей хранительницей их семейного очага. О них говорили так –

«Мы никогда не видели, супругов, которые разговаривали так мало, но чувствовали так много».

Промаявшись в Колорадо два года, Миллер перебирается в Нью-йорк, тогдашнюю музыкальную столицу Америки. Прежде чем Миллер создал свой знаменитый бэнд, он переиграл на тромбоне во многих известных и неизвестных оркестрах. Его друг так описывает Гленна Миллера той поры:

Его любимой книгой была Библия, он очень любил деньги, любил удить форель, играть в бейсбол, слушать хорошую музыку и спать допоздна. Он терпеть не мог отсутствия свинга в музыке, ранние утренние телефонные звонки, предпочитая спать до полудня и фразу губ бай. Его любимым изречением были слова Дюка Эллингтона: Это не вещь, если в ней нет свинга.

Великая депрессия 1929 года многих лишила работы, но люди все равно хотели радоваться, танцевать и слушать хорошую музыку, которая внушала бы им надежду и поднимала настроение. Америка так же неистово танцевала в Великую депрессию, как немеренно пила в период сухого закона. Быть может, именно свинг позволил сохранить американцам свойственный им оптимизм и веру в себя.

Свинг

Свой первый бэнд Миллер собрал в 1939 году, но успеха не добился, через 2 года собрал новый и тут его ждал триумф.

Он создал свое фирменное «миллеровское» звучание,. Бигбэнд Гленна Миллера издавал слаженный и мощный звук, который скоро стали называть «звуком Миллера». Совершенство было достигнуто всего за четыре года. Именно столько времени существовал коллектив Гленна Миллера - со времени первой записи в 1938 году до финального концерта в 1942, когда Миллер распустил самый успешный оркестр за всю историю Америки, чтобы вступить в действующую армию. За четыре года они записали столько песен, что сейчас едва влезает на 14 CD.

Гленн Миллер жаловался друзьям, что у него с утра репетиция оркестра, затем запись в студии грамзапись новых пластинок, после обеда выступление на радио в прямом эфире, а вечером концерт». В оркестре царила железная дисциплина.

""Гленн был солдатом задолго до того, как пошел в армию"

сказал о нем один из его музыкантов. Гленн Миллер мало походил на джазмена, благообразные черты лица, тонкие губы, старомодная металлическая оправа очков, элегантный костюм, безупречная стрижка, предупредительные, корректные манеры и фирменный платочек, выглядывающий из кармашка пиджака. Всегда вежлив, любезен, спокоен и доброжелателен. У него была редкая для джазмена репутация трезвенника, однажды его даже попросили покинуть бар, в котором он сидел и слушал музыку с чашечкой кофе и тем самым смущал подвыпивших посетителей.

Музыка оркестра Г.М. не менее обманчива, чем его внешность, он не позволял музыкантам импровизировать и выбиваться из ансамбля, говоря что

"Чего я точно не потерплю - так это примадонн". Один из музыкантов вспоминал:

Мы тщательно репетировали аранжировки, по тысячи раз оттачивая каждый такт. Он был жестким и необычайно педантичным лидером, в его оркестре царила железная дисциплина. На сцене не должно быть никаких разговоров, платки в нагрудных карманах пиджаков должны были соответствовать цвету носков и выглядывать из карманов определенным образом ни дюймом выше, ни дюймом ниже. Между собой мы называли его «Демон».

На волне успеха в 1941 году кино кампания 20 век Фокс снимает знаменитую «Серенаду Солнечной долины, которая была номинирована на Оскар в 4-х номинациях. Было продано около 1000000 пластинок с мелодиями из этого фильма и Миллер получает свой первый золотой диск.

Пластинка.

После вступления США в войну с Японией в декабре 1941 года Гленн Миллер находящийся на пике популярности, подает прошение в действующую армию, ему отказали, ведь 38 лет далеко не призывной возраст. Тогда Гленн отправляет письмо в Мин.Обороны, в котором предлагает создать армейский оркестр»

чтобы вдохнуть немного энергии в ноги марширующих солдат и немного больше радости в их сердца.»

На этот раз его предложение принято и знаменитый оркестр дает последний концерт. Музыканты играли с трудом, певица не смогла допеть, захлебнулась рыданиями и убежала со сцены. Дали Занавес. Гленн, известный своей сухостью и твердостью, отвернулся от оркестра, чтобы не расплакаться самому и увидел зрителей, из глаз которых градом текли слезы. Потом он вспоминал:

Я мог вынести все; всю боль разрушения того, что мы строили столько лет - но зрелища этих плачущих ребят в зале я выдержать не смог".

Но как бы то ни было в сентябре 1942 года музыкант уже в войсках ВВС.

Из письма новобранца Гленна Миллера:

Обучение идет хорошо, я научился многим армейским порядкам: умею заправлять койку, чищу свои ботинки, подметаю пол и марширую строем в отхожее место с превосходным результатом».

Гленну не сразу удалось создать свой настоящий военный оркестр с хорошим репертуаром, потому что военное руководство точно знало какая музыка нужна солдатом, а какая нет. Но энергия и упорство Миллера способно преодолеть даже армейскую косность. Объединив 2 военных оркестра, он создал гигантский биг-бэнд - Армейский оркестр военно-воздушных сил. К нему были приписаны самые талантливые певцы и музыканты, призванные на военную службу. В июле Миллер с оркестром был направлен в Лондон, где размещался штаб американских вооруженных сил в Европе.

«Дорогой Джордж, писал своему другу Гленн, я давно собираюсь тебе написать, но был ужасно занят все время. В течении августа мы дали 35 концертов, а в «свободное время» сделали 44 передачи. Ребята просто валятся с ног от усталости, но реакция на наши передачи столь бурная, что это позволяет преодолевать все трудности.»

Командование ВВС использовало пьесы из репертуара оркестра Миллера в качестве радиомаяков, помогавших экипажам самолетов ориентироваться в условиях плохой видимости. Наибольшей популярностью у летчиков пользовались мелодии «American Patrol» («Американский патруль») и «In The Mood» («В настроении»).

Война близилась к концу, освободили Париж и на Рождество оркестр должен был выступить в знаменитой Олимпии. Миллер хотел вылететь пораньше, чтобы подготовить все к выступлению. Он нервничал, выглядел уставшим, сильно похудел и военная форма болталась на нем мешком. Незадолго до отлета он сказал своему другу:

у меня сильное предчувствие, что я больше не увижу Хелен. Я знаю, что это звучит странно, но именно такое чувство я испытываю с недавних пор. Ты знаешь удача Миллера была феноменальной последние 5 лет, но если она мне изменит, меня не станет. Мне кажется, что одна из бомб несет на себе мое имя.»

15 декабря 1944 года маленький одномоторный самолет вылетел из Англии с 3 пассажирами на борту. Погода была ужасной, стоял густой туман, было холодно и даже птицы не летали.

Самолет так и не достиг берегов Франции, его след затерялся где-то над Ла Маншем. Существует не мало версий о смерти майора Миллера, но мне кажется наиболее правдоподобной, что его самолет стал жертвой бомб, сброшенной английской авиацией. Ему было всего 40 лет.

С той поры прошло 66 лет, но его оркестр существует и по сей день. В нем нет ни одного музыканта, знавшего Гленна Миллера, но это по-прежнему один из лучших биг-бэндов Америки.

Музыковеды спорят джаз это или не джаз, сравнивая его с Бенни Гудманом или Дюком Эллингтоном. Может в его музыке и мало джаза, но зато много Гленна Миллера. И сегодня мы с наслаждением слушаем его музыку, в которой заряжена такая добрая энергия и готовность к радости, что не откликнуться на нее нашим сердцам невозможно.

Директор картинной галереи МЕОЦ
Юлия Королькова.
(по материалам Интернет)

Дизайн - Игорь Герман

Hosted by uCoz